Книжный каталог

Психология Масс

Перейти в магазин

Сравнить цены

Описание

Хрестоматии Д.Я. Райгородского по психологии личности и психологии характера хорошо известны студентам, специалистам и самому широкому кругу читателей. Данная книга знакомит читателя с важнейшими работами в чрезвычайно актуальной для настоящего времени области психологии - психологии масс. Для студентов факультетов психологии, специалистов психологов, социологов, педагогов, юристов, профессиональных политиков, для всех, кого интересуют проблемы массового сознания и поведения людей.

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
Гюстав Лебон. Психология народов и масс. Психология социализма (комплект из 2 книг) Гюстав Лебон. Психология народов и масс. Психология социализма (комплект из 2 книг) 904 р. bookvoed.ru В магазин >>
Психология народов и масс Психология народов и масс 160 р. respublica.ru В магазин >>
Психология масс и анализ человеческого "я" Психология масс и анализ человеческого "я" 140 р. respublica.ru В магазин >>
Райгородский Д. (сост.) Психология масс Хрестоматия Райгородский Д. (сост.) Психология масс Хрестоматия 291 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Лебон Г. Психология народов и масс Лебон Г. Психология народов и масс 289 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Лебон Г. Психология народов и масс Лебон Г. Психология народов и масс 256 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Лебон Г. Психология масс Лебон Г. Психология масс 186 р. chitai-gorod.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

Психология масс

Психология масс

???????Психология масс (психология толпы) - особенности поведения и мышления большой группы людей, имеющих общность взглядов и чувств. Психологию масс конкретизирует в целой системе идей, среди которых особенно существенны следующие:

  1. Психологически толпа - это не скопление людей в одном месте, а человеческая совокупность, обладающая психической общностью.
  2. Индивид существует сознательно, а масса, толпа - неосознанно, поскольку сознание индивидуально, а бессознательное — коллективно.
  3. Толпы консервативны, несмотря на их революционный образ действий. Они кончают реставрацией того, что вначале низвергали, ибо для них, как и для всех находящихся в состоянии гипноза, прошлое гораздо более значимо, чем настоящее.
  4. Массы, толпы нуждаются в поддержке вождя, который их пленяет своим гипнотизирующим авторитетом, а не доводами рассудка и не подчинением силе. Пропаганда (или коммуникация) имеют иррациональную основу. Благодаря этому преодолеваются препятствия, стоящие на пути к действию. Поскольку в большинстве случаев наши действия являются следствием убеждений, то критический ум, отсутствие убежденности и страсти мешают действиям. Такие помехи можно устранить с помощью гипнотического, пропагандистского внушения, а потому пропаганда, адресованная массам, должна использовать энергичный и образный язык аллегорий с простыми и повелительными формулировками.
  5. В целях управления массами (партией, классом, нацией и т. п.) политика должна опираться на какую-то высшую идею (революции, Родины и т. п.), которую внедряют и взращивают в сознании людей. В результате такого внушения она превращается в коллективные образы и действия.

Эти идеи они выражают определенные представления о человеческой природе — скрытые, пока мы в одиночестве, и заявляющие о себе, когда мы собираемся вместе. Иначе говоря, фундаментальный факт состоит в следующем: «Взятый в отдельности, каждый из нас в конечном счете разумен; взятые же вместе, в толпе, во время политического митинга, даже в кругу друзей, мы все готовы на самые последние сумасбродства». Более того, толпа, масса понимается как социальное животное, сорвавшееся с цепи, как неукротимая и слепая сила, которая в состоянии преодолеть любые препятствия, сдвинуть горы или уничтожить творения столетий. В толпе стираются различия между людьми, и люди выплескивают в нередко жестоких действиях свои страсти и грезы - от низменных до героических и романтических, от исступленного восторга до мученичества. Такие массы играют особенно большую роль именно в XX столетии (в результате индустриализации, урбанизации и т. д.).

Психология масс (толп) основана прежде всего на резком противопоставлении индивида вне толпы ему же, находящемуся в составе толпы. Лишь во втором случае существует коллективность (коллективная душа, по терминологии Лебона) или даже социальность.

В своей «Психологии толпы» Лебон писал: «Главной характерной чертой нашей эпохи служит именно замена сознательной деятельности индивидов бессознательной деятельностью толпы». Последняя почти исключительно управляется бессознательным, то есть, согласно Лебону, ее действия подчиняются влиянию скорее спинного, чем головного мозга.

В психологии масс толпа понимается очень широко. Это не только стихийное, неорганизованное скопление людей, но и структурированное, в той или иной степени организованное объединение индивидов. Лебон предложил следующую классификацию толп, исходной точкой которой служит «простое скопище» людей:

  • а) анонимная (уличная и др.);
  • б) неанонимная (суд присяжных, парламентские собрания и т. п.).

  • а) секты (политические, религиозные и др.);
  • б) касты (военные, рабочие, духовенство и т. д.);
  • в) классы (буржуазия, крестьянство и т. д.).

Согласно Тарду, помимо толп анархических, аморфных, естественных и т. д., существуют еще толпы организованные, дисциплинированные, искусственные (например, политические партии, государственные структуры, организации типа церкви, армии и т. п.).

Анализируя эти и другие «превращенные» формы толпы, Московичи вслед за Тардом особо отмечает еще одну и, может быть, наиболее существенную трансформацию толпы… в публику. Если изначально толпа есть скопление людей в одном замкнутом пространстве в одно и то же время, то публика - это рассеянная толпа. Благодаря средствам массовой коммуникации нет необходимости организовывать собрания людей, которые бы информировали друг друга. Эти средства проникают в каждый дом и превращают каждого человека в члена новой массы. Миллионы таких людей составляют часть толпы нового типа. Оставаясь каждый у себя дома, читатели газет, радиослушатели, телезрители, пользователи электронных сетей существуют все вместе как специфическая общность людей, как особая разновидность толпы.

Литература
  • У. Мак-Дугалл. «Социальной психологии» (признается многими первым социально-психологическим трудом);
  • Гюстав Лебон. «Психология толпы» (1895; в 1898 г. переведена на русский язык под названием «Психология народов и масс»);
  • Габриэль Тард. Его работы посвящены психологии общественных отношений;
  • В. Райх. «Психология масс и фашизм» (1933; русск. пер. - 1997);
  • С. Московичи. «Век толп» (1981; русск. пер. — 1996);
  • З. Фрейд. «Психология масс и анализ человеческого Я».

Обучение на тренера, психолога-консультанта и коуча. Диплом о профессиональной переподготовке

Элитная программа саморазвития для лучших людей и выдающихся результатов

Источник:

www.psychologos.ru

Психология масс

Психология масс

Практически каждый человек слышал о таком понятии, как психология масс. Что же это такое? Общеизвестно, что личные психологические характеристики отдельного человека имеют мало общего с тем, как тот же индивидуум ведет себя в толпе. При скоплении больших масс люди становятся более подверженными внешнему воздействию, что охотно используют политики всех стран. Мирный и спокойный семьянин в считанные минуты становиться радикалом, для которого нет никаких правил и норм, есть лишь одна идея. В толпе человек какбы обезличивается, теряет способность к рефлексии.

Этими и многими другими вопросами и занимается такое направление в науке, как психология масс. Попробуем ответить, почему происходит обезличивание человека в толпе людей. В ситуациях, когда индивидуум находится в одиночестве, он осознает свою ответственность за поступки, и, следовательно, обдумывает их, просчитывает все возможные последствия. Когда человек попадает в толпу, он обретает иллюзию непобедимости и безнаказанности. К совершению тех поступков, которые индивидуум никогда бы не совершил в обыденной жизни, толкает и стадный инстинкт. Человек просто растворяется в толпе, и появляется коллективное бессознательное.

Подобные вопросы волновали еще древних философов, но полное и глубокое изучение этой тематики предложил Зигмунд Фрейд. «Психология масс и анализ человеческого «Я»» - это один из интереснейших и популярнейших трудов великого родоначальника психоанализа.

Рассмотрим поподробнее, какими именно характеристиками обладает коллективный разум. Во-первых, толпе необходим сильный и уверенный вожак. С его помощью масса людей приобретает какую-либо идею. Цель еще больше сплачивает толпу, и путь к ней может лежать даже через насилие и жестокость, по сути неприемлемую для каждого отдельно взятого человека. Почему предводитель необходим? По сути, массы не уверенны в себе, они не знают, куда двигаться. Толпе людей нужен человек, способный заразить их своей уверенность и непоколебимой верой в идею, доходящей до фанатизма.

Психология масс характеризуется и тем, что основная цель должна быть предельно простой, чтобы ее приняли все индивидуумы. Коллективное бессознательное – это совокупность всех личностей, среди которых есть множество различий. Идея должна быть настолько проста, чтобы ее понял как самый умный, так и самый глупый человек в толпе.

Обратите внимание на выступления людей, которые обладали фактически магическим влиянием на массы. Разумеется, самые известные из них – это Сталин и Гитлер. Все их выступления были тщательно продуманны, однако, они отличались короткими, простыми и емкими фразами, которые были близки каждому человеку.

Психология масс обладает также следующей важной характеристикой, которая упоминалась в начале статьи. Человек, оказавшийся в толпе, чувствует собственную анонимность, правильность всех своих действий, ведь вокруг люди, которые совершают аналогичные поступки. На смену логике приходят совершенно иррациональные чувства, на первый план выходит не разум, а инстинкты.

Психология народов и масс – это наука, которая помогает лучше понять историю. К примеру, совсем недавний ее период – приход Гитлера к власти. Многие недоумевают, почему немцы из совершенно мирных граждан превратились в настоящих фанатиков, которые лишены рефлексии. Психология масс дает ответ на этот сложный вопрос.

Стоит заметить, что практически каждый человек в той или иной степени подвержен влиянию толпы. Более того, большинство людей подсознательно стремится к этому. Человек тянется к общности, к иллюзии полного объединения, что, при воздействии заинтересованных людей и появлении фанатичного лидера, влечет за собой разрушительные последствия.

Источник:

fb.ru

Психология масс

Психология масс

Индивид при определенном условии чувствует, думает и поступает совершенно иначе, чем можно было бы от него ожидать, при включении в человеческую толпу, приобретшую свойство «психологической массы». Но что же такое «масса», чем приобретает она способность так решающе влиять на душевную жизнь отдельного человека и в чем состоит душевное изменение, к которой она человека вынуждает?

Ле Бон в своей книге «Психология масс» так отвечает на эти вопросы : «. В психологической массе самое странное следующее : какого бы рода ни были составляющие ее индивиды, какими схожими или несхожими ни были бы их образ жизни, занятия, их характеры и степень интеллигентности, но одним только фактом своего превращения в массу они приобретают коллективную душу, в силу которой они совсем иначе чувствуют, думают и поступают, чем каждый из них в отдельности чувствовал, думал и поступал бы. Есть идеи и чувства, которые проявляются или превращаются в действие только у индивидов, соединенных в массы. Психологическая масса есть. новое существо с качествами совсем иными, чем качества отдельных клеток».

«Сознательная умственная жизнь представляет собой лишь довольно незначительную часть бессознательной душевной жизни. Наши сознательные действия исходят из созданного в особенности влиянием наследственности бессознательного субстрата. Субстрат этот создают в себе бесчисленные следы прародителей, следы, из которых созидается расовая душа. За мотивами наших поступков, в которых мы признаемся, несомненно, существуют тайные причины, в которых мы не признаемся, а за ними есть еще более тайные, которых мы даже и не знаем. Большинство наших повседневных поступков есть лишь воздействие скрытых, не замечаемых нами мотивов.»

В массе стираются индивидуальные достижения отдельных людей и исчезает их своеобразие ; расовое бессознательное проступает на первый план, сносится психическая надстройка, столь различно развитая у отдельных людей и обнажается (приводится в действие) бессознательный фундамент, у всех одинаковый.

«У массовых индивидов наличествуют качества, которыми они не обладали, и причины этого в следующих трех основных моментах.

Первая из причин состоит в том, что в массе в силу одного только факта своего множества, индивид испытывает чувство неодолимой мощи, позволяющее ему предаться первичным позывам, которые он, будучи одним, вынужден был бы обуздывать. Для обуздания их повода тем меньше, т. к. при анонимности, и тем самым и безответственности масс, совершенно исчезает чувство ответственности, которое всегда индивида сдерживает.

Вторая причина - заражаемость - также способствует проявлению у масс специальных признаков и определению их направленности. Заражаемость есть легко констатируемый, но необъяснимый феномен, который следует причислить к феноменам гипнотического рода. В толпе заразительно каждое действие, каждое чувство, и притом в такой сильной степени, что индивид очень легко жертвует своим личным интересом в пользу интереса общего. Это - вполне противоположное его натуре свойство, на которое человек способен лишь в составе составной части массы.

Третья, и притом важнейшая причина, обуславливает у объединенных в массу индивидов особые качества, совершенно противоположные качествам индивида изолированного. Я имею в виду внушаемость, причем упомянутая заражаемость является лишь ее последствием. Индивид, находящийся в продолжение некоторого времени в лоне активной массы, впадает вскоре, вследствие излучений, исходящих от нее, или по какой-либо другой неизвестной причине в особое состояние, весьма близкое к « зачарованности », овладевающим загипнотизированным под влиянием гипнотизера. Сознательная личность совершенно утеряна, воля и способность различения отсутствуют, все чувства и мысли ориентированы в направлении, указанном гипнотизером.

Таково, приблизительно, и состояние индивида, принадлежащего к психологической массе . исчезновение сознательной личности, преобладание бессознательной личности, ориентация мыслей и чувств в одном и том же направлении вследствие внушения и заражения, тенденция к безотлагательному осуществлению внушенных идей. Индивид не является больше самим собой, он стал безвольным автоматом.»

Приведем еще одну важную точку зрения для суждения о массовом индивиде : «Кроме того, одним лишь фактом своей принадлежности к организованной массе человек спускается на несколько ступеней ниже по лестнице цивилизации. Будучи единичным, он был, может быть, образованным индивидом, в массе он - варвар, т. е.. существо, обусловленное первичными позывами. Он обладает спонтанностью, порывистостью, дикостью, а также и энтузиазмом и героизмом примитивных существ». Затем Ле Бон особо останавливается на снижении интеллектуальных достижений, происходящем у человека при растворении его в массе.

Масса импульсивна, изменчива и возбудима. Ею почти исключительно руководит бессознательное. Импульсы, которым повинуется масса, могут быть, смотря по обстоятельствам, благородными или жестокими, героическими или трусливыми, но во всех случаях они столь повелительны, что не дают проявляться не только личному инстинкту, но даже инстинкту самосохранения. Ничто у нее не бывает преднамеренным. Если она и страстно желает чего-нибудь, то всегда ненадолго, она неспособна к постоянству воли. Она не выносит отсрочки между желанием и осуществлением желаемого. Она чувствует себя всемогущей, у индивида в массе исчезает понятие невозможного.

Масса легковерна и чрезвычайно легко поддается влиянию, неправдоподобного для нее не существует. Она думает образами, порождающими друг друга ассоциативно, не выверяющимися разумом на соответствие с действительностью. Масса, таким образом, не знает ни сомнений, ни неуверенности.

Масса немедленно доходит до крайности, высказанное подозрение сразу же превращается у нее в непоколебимую уверенность, зерно антипатии - в дикую ненависть.

Совершенно очевидна опасность массе противоречить, и можно себя обезопасить, следуя окружающему тебя примеру, т. е. иной раз даже «по-волчьи воя». Поэтому не столь уж удивительно, если мы наблюдаем человека, в массе совершающего или приветствующего действия, от которых он в своих привычных условиях отвернулся бы.

Будучи в основе своей вполне консервативной, масса питает глубокое отвращение ко всем новшествам и прогрессу и безграничное благоговение перед традициями.

Источник:

azps.ru

Психология масс

Социология и психология масс, психология толпы, массовые эффекты

Истоки политической психологии (И. Милославова)

Краткий обзор взглядов Тарда, Лебона, Вундта и др. основоположников психологии толпы и психологии масс . »»»

Психология народов и масс Гюстава Лебона (1841-1931)

Главной темой его интересов была психология человеческих масс, через которую он стремился раскрыть смысл человеческой истории. »»»

Вожаки толпы (Г. Лебон)

Фрагмент знаменитой книги «Психология народов и масс». В толпе людей вождь часто бывает только вожаком, но, тем не менее, роль его значительна. Толпа представляет собой раболепное стадо, которое не может обойтись без властелина. »»»

Психология толпы: анализ прошлых исследований и проблемы сегодняшнего дня (С.Рощин)

Анализируются феномен толпы и различные концепции толпы. Рассматриваются типы толпы, ее социально-психологические и структурные особенности . »»»

Психология толпы (Р. Мокшанцев, А. Мокшанцева)

Основы психологии толпы. Толпа — бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания . »»»

Психология толпы (Д. Ольшанский)

Среди общих факторов психологии толпы практически всеми исследователями отмечается устойчивая. »»»

Психология толпы. Массовидные явления (Л. Почебут, И. Мейжис)

Представлены современные научные достижения американской, западноевропейской и российской социальной психологии. »»»

Общая характеристика толпы. Виды толп (М. Литвак)

Если масса существует достаточно долго, обязательно выработается общая цель, и она превратится в толпу. »»»

Массы, толпа, плотность. Век психологии толпы (К. Грауманн, Л. Крузе)

Анализ социально-психологических теорий толпы. »»»

Введение в вопросы охлодинамики (П. Корявцев)

Попытка формализовать и ввести в научный оборот гипотезу об определенных закономерностях движения человеческой толпы. »»»

Турбулентность толпы. Фазовые состояния в поведении толпы

Теоретическая база прогнозирования поведения толпы уже существует . »»»

Моделирование поведения толпы (Пси-новости)

Компьютерные исследования психологии толпы . »»»

Паника — причины возникновения и особенности проявления. Виды паники

Паника — одна из форм поведения толпы, связанная с проявлением массового страха. »»»

Паника в толпе (Л. Почебут, И. Мейжис)

Особенности поведения толпы в состоянии паники, эмоциональное состояние заражения. Противодействие панике. »»»

Формы массового поведения. Массовая паника (Д. Ольшанский)

Одним из наиболее заметных феноменов психологии толпы является паника — эмоциональное состояние. »»»

Формы массового поведения. Массовая агрессия (Д. Ольшанский)

Не менее заметным и иногда даже более опасным видом массового поведения толпы является стихийная агрессия. »»»

Эффект свидетеля: история Китти Дженовезе (синдром Дженовезе)

Синдром Дженовезе (эффект свидетеля) объясняет, почему многочисленные свидетели преступлений ведут себя так пассивно. »»»

Эффект невмешивающегося свидетеля (эффект Кэтрин Дженовезе)

Б. Латане провел множество экспериментов, изучающих эффект невмешивающегося свидетеля. »»»

Психология масс. Человек в массе (Д. Ольшанский)

Вовлекая в себя значительное число людей, масса не просто стирает различия между ними. »»»

Лидер и массы (Д. Ольшанский)

Лидерство в массе принципиально отличается от лидерства в группе и требует совершенно иных качеств. »»»

Вождь и толпа (М. Литвак)

Вождь должен превратить толпу в коллективное движение, сплоченное одной верой, направляемое одной целью. »»»

Как управлять толпой (М. Литвак)

Прежде всего, нужно превратить индивидов в толпу и вовлечь их в определенную деятельность. Три стратегии. »»»

Быть со всеми — не быть толпой (Н. Максимов)

Зная закономерности поведения и психологию толпы можно не только ее регулировать, но и управлять . »»»

Программа «Вкладчики» — активная фаза «МММ»

Информационно-психологическое влияние на толпу. Управление толпой на примере вкладчиков финансовой пирамиды МММ . »»»

Феномен толпы на примере беспорядков на Манежной

Эксперты на примере беспорядков на Манежной площади в Москве обсудили вопросы: что объединяет людей в толпе? Подразумевает ли анонимность безответственность и безнаказанность? Можно ли управлять толпой? »»»

Психологическое влияние: факторы и механизмы (А. Коваленко, Н. Корнев)

Базовые механизмы массового психологического влияния: убеждение и внушение, заражение и подражание. Мода. Слухи. »»»

Внушение и его роль в общественной жизни (В. Бехтерев)

Отрывки из классического труда о психологии масс. Раскрывается сущность внушения как психического феномена, механизмы возникновения психических эпидемий и роль внушения в их зарождении. »»»

Психология масс. Эффект подсознания (С. Зелинский)

Толпа, массы с легкостью повиновались личностям, которые смогли понять и сформировать законы массообразования. »»»

Современные массы. Сосредоточение глупости (С. Зелинский)

Фактор сознательного оглупления масс использует любая власть для еще большего подчинения. »»»

Психология массового поведения (С. Зелинский)

В отличие от психологии отдельного индивида, собрание людей в массу имеет свои особенности. »»»

Глубинная психология масс (С. Зелинский)

Понятие массы, феномены толпы и психология управления массами. »»»

Психология массовидных явлений (А. Юрьев)

Психологию массовидных явлений обычно связывают только с толпой или митингом. Но когда человек выходит из толпы. »»»

Социально-психологический подход к массовым явлениям (Г. Чернов)

Выявление универсальных закономерностей трансформации человеческой психики и поведения, которые проявляются в процессах массовых взаимодействий индивидов. »»»

Ортега-и-Гассет: массовый человек. Культурцентристский (ортегианский) подход к социально-массовым явлениям (Г. Чернов)

Социальная масса — это система, состоящая из множества однородных элементов» (индивидов с гомогенными характеристиками сознания и поведения) »»»

К вопросу о постмодернистском подходе к социально-массовым явлениям (Г. Чернов)

К области социально-массовых явлений мы относим такие феномены, как социальная масса, «массовая культура», массовое сознание, массовая психология и массовое поведение. »»»

Массовые явления постиндустриальной эпохи (Г. Чернов)

В жизни развитых стран Запада все сильнее дает о себе знать совокупность перемен, позволяющих говорить о качественно новом состоянии массовой психологии. »»»

Контрсуггестия и история (Б. Поршнев)

Классическая работа выдающегося социального психолога, посвященная массовому социальному влиянию. »»»

Рождение толпы: от Ветхого к Новому завету (А. Ковельман)

«Охлос» и «демос», «толпа», «масса» и «народ» в европейской историко-культурной традиции. »»»

Управление массовым сознанием как цель социоинжиниринга (Г. Почепцов)

Массовое сознание достаточно инерционно, поэтому кампании по его изменению требуют большого времени и ресурсов. »»»

Источник:

psyfactor.org

Психология народов и масс (книга)

Психология народов и масс (книга)

Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.

Эта отметка установлена 9 сентября 2016 года.

Психология народов и масс — распространённое русское название совместно изданных переводов книг Г. Лебона Психология народов (Les Lois Psychologiques de l'Evolution des Peuples (1894)) и Психология масс (La Psychologie des Foules (1895)). Вторая книга продолжает и дополняет выводы первой, но в оригинале (на французском) и в английских переводах (The Psychology of Peoples и The Crowd: A Study of the Popular Mind) данные книги обычно издаются отдельно, причём Психология масс гораздо более популярна в наше время и переиздаётся значительно чаще. В русских переводах вторая книга известна также как Психология толпы.

антропология, этнография, психология, пиар-технологии

В книгах кратко изложены выводы автора о психологии народных масс (расы) и о психологии толп), сделанные в ходе многочисленных путешествий. Первая книга посвящена общему описанию психологии народов, вторая рассматривает психологию групп в качестве важнейшего мотива поведения индивида и причины исторических событий.

Многие положения этого труда взяты в основу современных рекламных и политтехнологий.

Источник:

ru-wiki.org

Психология Масс в городе Тюмень

В представленном интернет каталоге вы сможете найти Психология Масс по доступной стоимости, сравнить цены, а также найти прочие предложения в группе товаров Наука и образование. Ознакомиться с характеристиками, ценами и обзорами товара. Доставка товара выполняется в любой населённый пункт России, например: Тюмень, Оренбург, Волгоград.