Книжный каталог

Илья Чирков Януш Корчак. Воспитание Творцов

Перейти в магазин

Сравнить цены

Описание

«Реформировать мир – значит, реформировать воспитание» Я. Корчак Книга содержит в себе квинтессенцию мудрости классиков педагогики (Коменского, Песталоцци, Ушинского, Сухомлинского, Корчака). Понимание ими человека как Духовного существа рождает другое мироощущение и качественно новую, гуманную педагогику взамен авторитарной. Но почему опыт классиков практически не применяется в современном воспитании? Для кого представляют опасность дети-Творцы, кем и почему методы их воспитания замалчиваются?

Характеристики

  • Форматы

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
Валеева Р. Януш Корчак. Как любить ребенка Валеева Р. Януш Корчак. Как любить ребенка 347 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Корчак, Януш Несерьезная педагогика Корчак, Януш Несерьезная педагогика 443 р. bookvoed.ru В магазин >>
Король Матиуш Первый Король Матиуш Первый 258 р. bookvoed.ru В магазин >>
Януш Корчак Король Матиуш Первый Януш Корчак Король Матиуш Первый 348 р. ozon.ru В магазин >>
Януш Корчак Несерьезная педагогика Януш Корчак Несерьезная педагогика 358 р. ozon.ru В магазин >>
Корчак, Януш Король Матиуш Первый Корчак, Януш Король Матиуш Первый 122 р. bookvoed.ru В магазин >>
Януш Корчак Король Матиуш Первый Януш Корчак Король Матиуш Первый 108 р. ozon.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

Януш Корчак

Илья Чирков Януш Корчак. Воспитание Творцов

"Централизованная библиотечная система"

Детская библиотека №23

"Главная мысль: ребенок равный нам – ценный – человек "

Януш Корчак (Генрик Гольдшмит)

Писатель, педагог, врач, создатель оригинальной системы воспитания,

он был и опекуном детей, которым остался верен до конца.

Не желая оставить сирот, о которых он заботился в Варшавском гетто, когда фашисты обрекли их на смерть, Корчак отверг возможность личного спасения. 6 августа 1942 года он вместе с воспитанниками своего Дома Сирот был отправлен в Треблинку и погиб вместе с ними.

Родился в Варшаве 22 июля 1878 года в интеллигентной ассимилированной еврейской семье. Дед Корчака, врач Хирш Гольдшмидт, сотрудничал в газете "Ха-Маггид", отец, Юзеф Гольдшмидт (1846—96) – адвокат. Корчак в "Воспоминаниях" пишет: "Меня назвали именем деда, которого звали Гершем", именно это имя проставлено в его метрической справке о рождении. Просто в ассимилированной еврейской семье, в которой он родился и вырос, его называли Генриком – на польский манер.

После смерти отца в 1896 году семья оказалась в тяжёлом материальном положении. С пятого класса (15—16 лет) Генрик начал подрабатывать репетиторством.

В 1903—1911 гг. работал в еврейской детской больнице имени Берсонов и Бауманов и воспитателем в летних детских лагерях. Являлся членом еврейского благотворительного Общества помощи сиротам.

В 1904—1905 гг. Корчак принимал участие в Русско-японской войне.

В 1907 году Корчак на год едет в Берлин, где за свои деньги слушает лекции и проходит практику в детских клиниках, знакомясь с различными воспитательными учреждениями.

"Дом сирот" на улице Крохмальной.

Комната Корчака находилась в аттике В 1911 году Корчак оставляет профессию врача и основывает "Дом сирот" для еврейских детей в доме 92 на улице Крохмальной, которым руководил (с перерывом в 1914—1918 гг.) до конца жизни. От филантропов, субсидировавших его начинание, Корчак потребовал полной независимости в своей административной и воспитательской деятельности.

В 1914—1918 гг. Корчак находился в Украине, в частности, в Киеве, где, кроме деятельности военного врача, занимался обустройством детского дома для польских детей, а также написал книгу "Как любить ребенка".

В 1919—1936 гг. он принимал участие в работе интерната "Наш дом" (на Белянах) детского дома для польских детей, где также применял новаторские педагогические методики.

Корчак возвращается в Варшаву в 1918 году, где руководит детскими приютами, преподаёт, сотрудничает с журналами, выступает по радио, читает лекции в Свободном польском университете и на Высших еврейских педагогических курсах.

В 1926—1932 гг. Корчак редактировал еженедельник "Малы пшеглёнд" (приложение для детей к сионистской газете "Наш пшеглёнд"), в котором активно участвовали его воспитанники.

Корчак считал себя поляком во всем, кроме религии, следование которой, по его убеждениям, было личным делом каждого. Он ждал, как великого чуда, независимости Польши и верил в полную ассимиляцию евреев. Кровавые еврейские погромы, устроенные польскими националистами в 1918—1919 гг., посеяли в душе Корчака глубокое разочарование.

Памятник Янушу Корчаку

и его воспитанникам

около иерусалимского мемориала

памяти жертвам фашизма Яд-Вашем С приходом Гитлера к власти в Германии и ростом антисемитизма в Польше в Корчаке пробудилось еврейское самосознание. Он стал польским несионистским представителем в Еврейском агентстве. В 1934 г . и 1936 г . он посетил подмандатную Палестину, где встретил многих бывших своих воспитанников.

В 1937 г. он собирался ехать на год в Иерусалим. Отъезду помешала лишь невозможность покинуть своих сирот. Корчак в эти годы собирался написать повесть о возрождении еврейской родины.

В 1940 году вместе с воспитанниками "Дома сирот" был перемещён в Варшавское гетто. Он отклонил все предложения неевреев-почитателей своего таланта вывести его из гетто и спрятать на "арийской" стороне.

В этот период Корчак был арестован, несколько месяцев провёл в тюрьме. Освобождён по ходатайству провокатора А. Ганцвайха, который таким образом хотел заработать авторитет среди евреев.

В гетто Корчак отдавал все силы заботе о детях, героически добывая для них пищу и медикаменты. Воспитанники Корчака изучали иврит и основы иудаизма, да и он сам, видя равнодушие христианского мира к страданиям евреев, страстно мечтал вернуться к истокам иудаизма.

"Жизнь Януша Корчака, его подвиг изумительной нравственной силы и чистоты явились для меня вдохновением.

Я понял: чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце".

Василий Александрович Сухомлинский.

В 1905 году выходит первая повесть Корчака – "Дитя Гостиной" , принесшая автору первый успех и заслуженную известность. Писательский труд становится неотъемлемой частью жизни Корчака. В одном ряду с работой в детских клиниках.

Матиуша Корчак одним из первых попытался встать на место детей, не просто обиженных судьбой, но и находящихся в униженной зависимости от взрослых. Он не просто заявил, а многократно подтвердил на деле, что воспринимает больных детей, как равных себе, и готов разделить все их страдания.

С завидной последовательностью и решительностью Корчак вступает на путь реформаторства неустроенного мира, не только как врач-педиатр, но и как писатель, журналист, общественный деятель. А главной поддержкой и радостью на избранном многотрудном пути, становится для Корчака бесконечное доверие и сокровенные надежды детей. Начало начал Корчак видит в кардинальном преобразовании детского воспитания. И убежденно провозглашает: "'Реформировать мир – это значит реформировать воспитание".

Корчак не только неустанно заявлял о несправедливости общества к детям. Он ярко и талантливо подтверждал свои мысли и требования ежедневными делами, интереснейшими книгами, неординарными статьями, самобытными передачами на польском радио.

Особое место среди книг Корчака занимает дилогия "Король Матиуш I" и "Король Матиуш на безлюдном острове" (1923) Этот шедевр принес Корчаку мировую славу и занял достойнейшее место среди лучших философских сказок человечества.

Притча о благородном мальчике-короле, Матиуше I, завоевала миллионы сердец, как детей, так и взрослых на всей планете Земля. А сам трепетный Матиуш, с добрейшим сердцем, всегда распахнутым для одиноких и страждущих, стал символом самоотверженности и доброты для множества юных душ. Ну а в судьбе Матиуша во многом проглянулась и жизнь самого Корчака.

Маленький стойкий герой, взявший все лучшее от Гамлета и Дон Кихота, навсегда вошел в мировую литературу , став примером для миллионов юных романтиков, мечтателей и мыслителей.

Суть, стержень системы воспитания по Корчаку – это долгий процесс пробуждения и развития в ребенке потребности к самосознанию, самоконтролю и воли к самосовершенствованию.

Корчак настойчиво требует признания равноценности и самоценности личности ребенка , признания за ним права на индивидуальность.

- Книга есть в детской библиотеке №23

Печататься Корчак начал в 1898 г., тогда же он взял и свой псевдоним. Его повести для взрослых и детей "Дети улицы" (1901), "Дитя гостиной" (1906), "Моськи, Иоськи и Срули" (1910; в русском переводе "Лето в Михалувке", 1961), "Король Матиуш Первый" (1923) и другие; новеллы, беседы, статьи и дневник 1942 г. вводят читателя в сложный мир детской психологии, содержат наблюдения над жизнью Польши 1900—1939 гг., отражают богатый опыт врача и педагога.

Корчаку принадлежит также свыше 20 книг о воспитании (главная из них "Как любить ребёнка", 1914, и "Право ребёнка на уважение", 1929).

Книги для детей

  • Ktoredy (1898) – драма
  • Дети улицы (Dzieci ulicy , Warsaw 1901)
  • Koszalki Opalki (Warsaw, 1905)
  • Дитя гостиной (Dziecko salonu , Warsaw 1906, 2-ое издание 1927) – частично автобиографический.
  • Моськи, Иоськи и Срули (Moski, Joski i Srule , Warsaw 1910); в русском переводе "Лето в Михалувке", 1961
  • Юзки, Яськи и Франки (Jozki, Jaski i Franki , Warsaw 1911)
  • Слава (Slawa , Warsaw 1913, corrected 1935 and 1937)
  • Bobo (Warsaw 1914)
  • Роковая неделя (Feralny tydzien , 1914)
  • Король Матиуш Первый (Krol Macius Pierwszy , Warsaw 1923)
  • Король Матиуш на необитаемом острове (Krol Macius na wyspie bezludnej , Warsaw 1923)
  • Банкротство маленького Джека (Bankructwo malego Dzeka , Warsaw 1924)
  • Когда я снова стану маленьким (Kiedy znow bede maly , Warsaw 1925)
  • Senat szalencow, humoreska ponura (1931) - сценарий для варшавского театра Ateneum
  • Кайтусь-чародей (Kajtus czarodziej , Warsaw 1935)

  • Momenty wychowawcze (Warsaw, 1919, 2-ое издание 1924)
  • Как любить ребенка (Jak kochac dziecko , Warsaw 1919; 2-ое издание 1920 Jak kochac dzieci )
  • Право ребёнка на уважение (Prawo dziecka do szacunku , Warsaw 1929)
  • Правила жизни. Педагогика для детей и для взрослых (1930)
  • Шутливая педагогика (Pedagogika zartobliwa , Warsaw 1933)

  • Дневник (Pamietnik , Warsaw 1958) – опубликован посмертно
  • Упрямый мальчик: Жизнь Пастера (Warsaw 1935)

Произведения посвящённые Янушу Корчаку

Героизм и мученичество Корчака вошли в легенду. Его жизни и гибели посвящены многочисленные исследования и произведения: мемуары И. Неверли "Живые связи" (1966, польский язык), поэма А. Цейтлина (1898—1973) "Последний путь Януша Корчака" ("Януш Корчакс лецтер ганг", 1970?, идиш), драма Э. Сильваниуса "Корчак и дети" (1958, немецкий язык) и другие.

Памятник Б. Сакциера (родился в 1942 г.) "Я. Корчак с детьми" (1978) установлен в Иерусалиме на территории Яд ва-Шем.

Книги на русском языке

  • В 1970 году Александр Галич написал одну из своих лучших поэм "Кадиш" посвященную Янушу Корчаку.
  • Лифтон Б. Дж., "Король детей. Жизнь и смерть Януша Корчака". М.: Рудомино: Текст, 2004.
  • Педагогика Януша Корчака и еврейское воспитание, Жерар Кан
  • Памяти Корчака: Сб. ст.: (О враче, педагоге и писателе Я. Корчаке, 1878-1942) / [Отв. ред. О. Р. Медведева]. М.: Рос. о-во Януша Корчака, 1992. ISBN 5-900365-01-8
  • Валеева Р. А. Гуманистическая педагогика Януша Корчака: Учебное пособие. Казань: КГПИ, 1994.
  • Кочнов В. Ф. Януш Корчак: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991.

  • "Корчак" (Korczak), режиссёр А. Вайда, сценарий А. Холланд. Польша—ФРГ—Великобритания. 1990.

  • Пьеса Джефри Хатчера (Jeffrey Hatcher) "Дети Корчака" (Korczak's Children )

  • Детская опера-мюзикл "Король Матиуш I", Льва Конова по сказке Януша Корчака. Премьера состоялась в Москве, 1988 г. Звукозапись оперы произведена в 1992 году.
  • Опера "Сироты Корчака" (Korczak's Orphans). Музыка – Адам Сильверман (Adam Silverman), либретто Сьюзан Губернат (Susan Gubernat)

Источник:

www.lib23.irk.ru

Педагогика ненасилия

Педагогика ненасилия. Януш корчак (польша) Януш Корчак (Генрик (Хенрик) Гольдшмит (1878-1942)) известный польский писатель, врач и педагог; был директором

Свои взгляды на воспитание детей Корчак впервые изложил в педагогическом труде «Школа жизни», а позже – в получившей широкую известность книге «Как любить ребенка».

Януш Корчак родился в Варшаве в 1878 году в интеллигентной еврейской семье. Его отец был известным в Варшаве адвокатом. Когда он тяжело заболел, молодой Хенрик занялся репетиторством: ему надо было содержать мать и сестру. Однако он продолжал учиться и, окончив школу, поступил на медицинский факультет Варшавского университета. В это же время он начинает пробовать силы в поэзии, публицистике и художественной прозе и берет себе псевдоним «Януш Корчак», под которым становится одним из самых известных мыслителей педагогики и детских писателей. После окончания университета он работает в детской больнице, в качестве военного врача принимает участие в Русско-Японской войне, а после фронта практикуется в клиниках Берлина, Парижа и Лондона. Вернувшись в Варшаву, Корчак становится знаменитым врачом. В эти же годы крепнет его решение осуществить на практике свои мысли о воспитании детей. В 1908 году Корчак вступает в благотворительную еврейскую организацию «Помощь сиротам», быстро становится там незаменимым членом правления и душой маленького приюта для сирот. Благодаря Корчаку, этот приют превратился в замечательное учреждение.

Специально для него в 1911 году в Варшаве, на улице Крохмальной, 92, было построено новое здание. Это был «Дом сирот», который просуществовал тридцать лет. Всю свою жизнь его создатель посвятил чужим детям, своим воспитанникам, сделав выбор и отказавшись от возможности построить собственную семью. В большом доме, отданном детям, он разместился в маленькой комнатке под крышей. Здесь он писал ночами сказки для детей и книги о воспитании для взрослых, а все свои дни он тоже отдавал детям. В «Доме сирот» было более ста детей (в 1940 году - более двухсот) и всего восемь человек обслуживающего персонала, включая самого директора, причем все - даже повар и прачка - были воспитателями, разделяли идеи Корчака и практически их осуществляли. Это было маленькое «государство» детей, во главе которого стояли сами дети.

Разрабатывая свою педагогическую концепцию, Я. Корчак обращался к находкам известных педагогов прошлого и своих современников. Исследователи его педагогического наследия отмечают, что особенно близки ему были взгляды Л. Н. Толстого на воспитание и развитие ребенка. Корчак выступил продолжателем идей великого русского писателя и педагога, выраженных в статье «Кому у кого учиться писать: крестьянским детям у нас или нам у крестьянских детей?», в «Дневнике Яснополянской школы» и в позднем творчестве Л. Н. Толстого. В опубликованных трудах самого Я. Корчака отсутствует упоминание о конкретных идеях великого русского мыслителя, привлекших его внимание и повлиявших на становление его педагогической концепции. Сравнительный анализ творчества и педагогической деятельности Толстого и Я. Корчака позволил выделить наиболее значимые точки их соприкосновения.

Данные подходы к воспитанию, в которых просматривается несомненное влияние Л. Н. Толстого, нашли претворение в гуманистической воспитательной системе Януша Корчака, определив специфику ее компонентов (целей, принципов, ценностей, деятельности, технологий воспитания), гуманистический характер жизнедеятельности его учреждений.

Цели и задачи, поставленные польским педагогом при воспитании детей-сирот, требовали новых, активных, воспитательных технологий. Главным средством достижения целей воспитания в воспитательной системе Я. Корчака, несомненно, стала организация жизни детей на основе самоуправления, которое обеспечивало развитие самостоятельности, способствовало созданию детского сообщества на основе справедливости, братства, равных прав и обязанностей, создавало реальные условия для самосовершенствования ребенка. Система самоуправления имела разветвленную структуру и включала в себя суд, который отнюдь не копировал задачи и функции суда в государстве, был не органом насилия, наказания и возмездия, а органом, деятельность которого направлялась на создание условий защищенности для каждого ребенка, утверждение в жизни детского дома законов равноправия, регулирование отношений между всеми обитателями дома; совет самоуправления – законодательный орган; сейм – высший орган детского самоуправления; педагогический совет; общие собрания детей и педагогов. Корчак несколько раз сам подавал на себя в суд: когда необоснованно заподозрил девочку в краже, когда сгоряча оскорбил судью, когда выставил расшалившегося мальчишку из спальни и т.д. В этом не было и тени позы. Он сам был частью созданного им государства.

Во время войны фашисты организовали в Варшаве и других польских городах гетто. В 1940 году гитлеровская администрация переселила «Дом Сирот» с Корчаком и его восемью сотрудниками целиком в Варшавское гетто. Впереди был лагерь смерти в Треблинке. Сотни людей пытались спасти Корчака. Польские воспитанники и бывшие коллеги неоднократно подготавливали Корчаку побег из гетто, но он отказывался: разве мог бы он жить с сознанием, что покинул детей в минуту их смерти.

Днем Корчак ходил по гетто, правдами и неправдами добывая пищу для детей. Он возвращался поздно вечером, иногда с мешком гнилой картошки за спиной, а иногда с пустыми руками, пробирался по улице между мертвыми и умирающими. По ночам он приводил в порядок свои бумаги, свои бесценные тридцатилетние наблюдения за детьми и писал дневник. И он остался только для того, чтобы скрыть от них правду, чтобы до последней минуты, искренне и с любовью глядя им в глаза, говорить, что они едут за город, в деревню. Обман, на который способны только родители умирающего ребенка.

А потом наступил такой день, когда «Дому сирот», детям и воспитателям было приказано явиться с вещами на Умшлягплац - так называлась площадь у Гданьского вокзала при немцах. Когда на заполненной массой избиваемых людей площади появились двести умытых и аккуратно причесанных воспитанников детского дома с Корчаком впереди, немцы, дошедшие до неистовства, кричавшие, хлеставшие бичами и стрелявшие, опешили и остановились.

6 августа 1942 года Януш Корчак погиб вместе со своими детьми и сотрудниками «Дома Сирот» в одной из газовых камер лагеря смерти в Треблинке. Похоронен Корчак на еврейском кладбище в Варшаве.

Имя Януша Корчака навсегда останется символом высоты духа, мудрости Педагога, поистине героической любви к детям.

Российское Общество Януша Корчака занимается пропагандой идей известного педагога, организацией работы с детьми в духе его гуманистических идей, практической помощью сиротам, инвалидам, детям из социально неблагополучных семей, обучением педагогов.

В основе работы детского интеграционного лагеря «Наш Дом» - гуманистические идеи Януша Корчака, главными из которых являются право ребенка на уважение, принцип прощения и диалоговые отношения между детьми и взрослыми. Финансирование лагеря осуществляется через гранты и частные пожертвования.

Предчувствую множество вопросов, ждущих ответа, множество сомнений, требующих разрешения. И отвечаю

Предчувствую множество вопросов, ждущих ответа, множество сомнений, требующих разрешения. И отвечаю

А не хватает нам любви к детям. Не хватает самоотверженности родительской, педагогической. Не хватает сыновней, дочерней любви

А не хватает нам любви к детям. Не хватает самоотверженности родительской, педагогической. Не хватает сыновней, дочерней любви

А не хватает нам любви к детям. Не хватает самоотверженности -родительской, педагогической. Не хватает сыновней, дочерней любви

А не хватает нам любви к детям. Не хватает самоотверженности -родительской, педагогической. Не хватает сыновней, дочерней любви

Неловко и с трудом влезает ребенок на стул, в коляску, на лестницу; не может достать дверную ручку, посмотреть в окно, что-либо снять.

Это потому что там использовались сильные детергенты, чтобы смыть кровь, что осталась после разорванных на части под колесами локомотива.

Даже сексуальных. В них не было необходимости. В стране, где большинство жителей верит, что даже раздельнополые пальмы (Coco de Меr).

Известный и прославленный своими трудами по древней и современной истории казачества писатель и краевед Евграф Петрович Савельев.

Источник:

mir.zavantag.com

Януш Корчак

  • Главная
  • Книги
  • Януш Корчак. Воспитание Творцов

Януш Корчак. Воспитание Творцов
  • Автор Илья Чирков
  • ISBN 9785449009180
  • Правообладатель Издательские решения
  • Источник прав ООО «ЛитРес»
  • Категории публицистика
  • религия
  • психология
  • философия
  • Языки русский
  • Возрастные ограничения 12+

Фактом продолжения я соглашаюсь и признаю, что я понимаю, что мне будет предоставлен контент, и сделка таким образом будет полностью осуществлена. Я явным образом соглашаюсь с тем, что я теряю свое право отказаться от сделки.

Одна покупка, все форматы.

Все перечисленные форматы будут доступны для скачивания.

Один выбранный формат будет скачан автоматически.

© 2010–2018 Content Management SA. Все права сохранены.

Источник:

store2.obreey.com

Системы воспитания

Системы воспитания. Януш Корчак

«Одна из грубейших ошибок – считать, что педагогика является наукой о ребенке, а не о человеке».

Януш Корчак – одно из знаковых имен в мировой педагогике. И вовсе не потому, что этот человек открыл прежде неведомые истины или разработал суперсистему воспитания. Просто он любил детей. И показал пример, КАК это делать – показал своей жизнью… и смертью.

Януш Корчак (настоящее имя – Генрик Гольдшмит) – польский педагог, врач, писатель и мыслитель, родился в Варшаве 1878 году, а погиб в 1942 в Треблинке (один из четырех главных «лагерей смерти» на территории Польши), в газовой камере вместе с 200 детьми – воспитанниками его «Дома сирот». Старый Доктор (еще один псевдоним Генрика Гольдшмита) не мог спасти своих детей, но он и не оставил их одних перед лицом смерти – так же, как не оставлял перед лицом жизни. Его имя стало символом педагогической мудрости и силы духа, героической искренней любви к детям. Именно Януш Корчак заговорил о правах ребенка задолго до того, как ООН приняла декларацию о правах детей (при этом, у Корчака никогда не было своей семьи и детей!).

Свою деятельность Корчак начинал как врач, в детских больницах. Именно там он увидел, «с каким достоинством, по-взрослому и мудро умеет умирать ребенок. » и проникся любовью к детской душе. После чего, посещая детские приюты по всей Европе, поставил себе цель: обеспечить обездоленным детям достойные условия жизни. В 1911 году Януш Корчак создал в Варшаве Дом сирот (своеобразную детскую республику) и руководил им до конца жизни, оставаясь верным своим детям даже во времена гитлеровского холокоста. Корчак отклонил все предложения почитателей своего таланта вывести его из гетто и спрятать на «арийской» стороне.

Корчак написал более 20 книг, вкладывая в них свой опыт врача и педагога. А идеи его главных книг – «Король Матиуш первый» (для детей), «Как любить детей» и «Право ребенка на уважение» актуальны и сегодня, хотя и были написаны еще в начале прошлого века.

Педагогическую концепцию Корчака можно свести к одной простой истине: надо любить детей. А как это сделать – над этим заставляют поразмыслить его книги и личный пример. В книгах Януша Корчака вы не найдете советов по «уходу и воспитанию» и рекомендаций по «выращиванию послушных гениев». Он учит родителей слушать свое сердце. Не потому ли педагогику Корчака называют педагогикой сердца? Чего только стоит организованная им детская республика…

Аналогов «Дому сирот» этого легендарного педагога в Европе не было. Созданный в 1911 году на средства неравнодушных богатых людей, «Дом сирот» стал настоящим домом не только для 200 детишек, но и для самого Корчака – до самой смерти. Во время войны приют был своеобразным оазисом доброты среди всеобщего зла и разрушения. Корчак, как мог, поддерживал ребятишек - не давал им падать духом. А еще учил их любить и уважать себя, людей, и, кончено же, труду и оптимизму. И всем им помог стать достойными людьми. Как? Дело в том, что «Дом сирот» жил по особым правилам…

Детское самоуправление. В приюте существовал детский товарищеский суд (а при нем еще и совет), решения которого были обязательны для руководства тоже. Причем «подсудимыми» могли стать не только дети, но и воспитатели. Детский суд был судом без наказаний, потому что в детской республике считалось: «Если кто-то сделал что-нибудь плохое, лучше всего простить его. Если сделал плохое, потому что не знал, что это плохо, теперь уже будет знать. Если сделал плохое не нарочно, в будущем будет осторожнее. Если сделал плохое, так как ему трудно привыкнуть, постарается больше не делать этого. Если сделал плохое, потому, что его подговорили, больше не послушается».

Поведение. Драки в этом сообществе не запрещались, однако вводились ограничения: сильный не должен бить слабого, нельзя пользоваться опасными предметами – воспитывалось «благородство дуэлей» (как у дворян), и позорными были мстительность и жестокость.

Труд. Уборку дети делали самостоятельно, все владели навыками самообслуживания.

Система стимулов самовоспитания тоже была развита. Например, существовали «списки раннего вставания» и «списки драк», «списки благодарностей» и «извинений», почтовые ящики для общения с воспитателями и товарищами, «шкаф находок» (все эти педагогические приемы рекомендуют и современные психологи).

Симпатии.Особенно интересны «плебисциты доброты и антипатии» – что-то вроде тайного голосования, когда дети оценивают отношение друг к другу, и таким образом выявляются симпатии и антипатии в группе. Например, каждого ребенка одногруппники оценивали по шкале: «товарищ», «жилец», «безразличный жилец», «обременительный новичок» и т. д. Что-то вроде нашего соцопроса.

Но самое главное: в «Доме сирот» не было никаких криков и принуждений со стороны воспитателей – только личный пример, авторитет, беседы и Любовь.

Корчак считал, что воспитание, в первую очередь, – это процесс постоянного познания ребенка и развития его природных способностей плюс уважение к его личности. Он писал о том, чего нам сегодня так не хватает – о любви к детям. Причем не любви-воспитания-ухода, а любви-понимания, любви-самоотверженности, любви-принятия. А еще искренности, мудрости и нравственности, трепетного отношения к большому сердцу маленького человечка. А еще понимания того, что дети имеют право на собственное мнение и даже на протест. Януш Корчак подчеркивал: «Нужно учить ребенка распознавать ложь, ценить правду, и не только любить, но и ненавидеть, не только уважать, но и презирать, не только соглашаться, но и возмущаться, не только подчиняться, но и бунтовать». Ведь дети – это в первую очередь люди. Мало того, дети, по убеждению педагога, на самом деле намного мудрее взрослых - чище и глубже: «Ребенок в сфере чувств превосходит взрослого, у него нет тормозов. В сфере же интеллекта ребенок не уступает взрослому, просто ему не хватает опыта… Не обобщайте, не абсолютизируйте, нет детей вообще (в целом), в процессе воспитания мы имеем дело с конкретными индивидуумами. И поэтому каждый из них нуждается в индивидуальном подходе». Поэтому в общении с детьми взрослые должны не опускаться до их уровня, как принято считать, а наоборот «подниматься до их чувств»: «Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть».

И напоследок, нельзя не привести слова Корчака, в которых отражена вся глубина его мудрости: «Мы не даем вам Бога, ибо каждый должен сам найти его в своей душе. Не даем родины, ибо ее вы должны обрести трудом своего сердца и ума. Не даем любви к человеку, ибо нет любви без прощения, а прощение есть тяжкий труд, и каждый должен взять его на себя. Мы даем вам одно, даем стремление к лучшей жизни, которой нет, но которая когда-то будет, к жизни по правде и справедливости. И, может, это стремление приведет вас к Богу, Родине и Любви». Эти слова Януш Корчак говорил детям, прощаясь с ними перед уходом в 1919 году на войну.

10 заповедей Старого Доктора

Эти правила – золотые. В них вся мудрость педагога, который больше всего на свете любил детей. Это обращение Януша Корчака к каждому родителю.

  1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
  2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь - как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему, и это необратимый закон благодарности.
  3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
  4. Не относись к проблемам ребенка свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.
  5. Не унижай ребенка!
  6. Не забывай, что самые важные встречи человека – это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них – мы никогда не можем знать, кого встречаем в ребенке.
  7. Не мучь себя, если не можешь что-то сделать для своего ребенка. Мучь, если можешь – но не делаешь. Помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
  8. Ребенок – это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в ней творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», а «свой» ребенок - душа, данная на хранение.
  9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
  10. Люби своего ребенка любым – неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.

Это статья не о системе воспитания. Она о человеке, жизненный путь которого заставляет задуматься о том, как воспитывать детей, и главное – как их любить!

автор: Екатерина АНИЩЕНКО

Copyright © "Социальная фобия" - познавательный сайт 2001-2018.

Источник:

www.s-anxiety.ru

Илья Чирков Януш Корчак. Воспитание Творцов в городе Новосибирск

В нашем каталоге вы имеете возможность найти Илья Чирков Януш Корчак. Воспитание Творцов по доступной стоимости, сравнить цены, а также изучить иные книги в категории Наука и образование. Ознакомиться с свойствами, ценами и обзорами товара. Доставка производится в любой город России, например: Новосибирск, Тюмень, Омск.