Книжный каталог

Голосова О. (ред.) Пасха. Как Мы Празднуем

Перейти в магазин

Сравнить цены

Описание

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
Пасха. Как мы празднуем Пасха. Как мы празднуем 14 р. ozon.ru В магазин >>
Празднуем Пасху. В храме и дома Празднуем Пасху. В храме и дома 74 р. ozon.ru В магазин >>
Празднуем Пасху: в храме и дома Празднуем Пасху: в храме и дома 113 р. labirint.ru В магазин >>
Празднуем Пасху Празднуем Пасху 165 р. labirint.ru В магазин >>
Мы рисуем праздник: Благовещение, Вход Господень в Иерусалим, Пасха Мы рисуем праздник: Благовещение, Вход Господень в Иерусалим, Пасха 122 р. bookvoed.ru В магазин >>
Казакевич Александр Николаевич Пасха Казакевич Александр Николаевич Пасха 542 р. labirint.ru В магазин >>
Пасха Пасха 266 р. ozon.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

Как мы празднуем Пасху

Голосова О. (ред.) Пасха. Как мы празднуем

  • Католики в мире
  • Традиция
  • Обряды
Как мы празднуем Пасху

Пасхальные праздники приходятся, как правило, на самое начало весны, когда природа начинает свой жизненный цикл: мир окрашивается в зеленый цвет, цвет надежды, который мы связываем с воскресением и жизнью вечной. Некогда наши предки-славяне праздновали в это время день весеннего равноденствия. День увеличивался, свет побеждал тьму, природа возвращалась к жизни. У древних славян эти праздничные дни были связаны со множеством обычаев и обрядов, выражавших радость от возвращения солнца и тепла. Будучи земледельцами, наши предки особенно тесно ощущали свою связь с природой, поэтому некоторые из этих обычаев дошли до наших дней, обретя, правда, христианский смысл: выражение веры в Воскресение и вечную жизнь.

Освящение пищи

В Великую Субботу, начиная с раннего утра, к храмам тянутся вереницы людей с корзинками и сумками, наполненными яствами, которые завтра украсят праздничный стол.

В некоторых странах из теста или масла лепят изображение ягненка - символ как Ветхого Завета (бегства из египетского рабства), так и Нового (знак жертвы и Воскресения Христа). Обычай освящения еды известен в Европе уже с VIII в. Поначалу освящение могли производить исключительно епископы, затем оно перешло к священникам и диаконам. Во многих странах этот обычай исчез, но среди славянских народов он настолько глубоко укоренился, что даже годы атеизма не смогли ничего изменить. Чем больше было постов и молитв, тем с большей радостью праздновалось окончание поста и наступление Пасхи. Изнуренные долгим постом хозяйки остатки своих сил вкладывали в то, чтобы приготовить великолепный праздничный стол. Каждый дом или усадьба были открыты в эти дни не только для близких и родни, но и для слуг, стариков, немощных и нищих. Каждый из них получал свою долю освященной пищи. Еды должно было хватить также и неожиданным гостям, которые могли вдруг нагрянуть, и настоятелю с органистом, которые могли прийти поздравить хозяина на второй день праздников. Все должно было быть вкусно, аппетитно и приготовлено в огромном количестве, как того требовали славянскоея гостеприимство и достоинство хозяина. В течение всей Страстной Недели работы было - непочатый край, но зато к моменты приезда священника, для освящения выставлялись огромные столы, украшенные скатертями и зеленью и ломящившиеся от яств. Пироги наши прабабки пекли из теста, оставшегося после приготовления пива, и на меду, украшали их изюмом, цукатами и орехами. Особо старались украсить куличи.

Когда священник приближался к деревенской околице, жители били в колокол. Услышав этот звон, женщины выходили из домов с приготовленной для освящения едой. Выставлялся чан с водой, которой, после ее благословения, священник освящал яства. В наши дни, по крайней мере, в городах, такого уже не встретишь. Верующие сами приносят в храм небольшие образцы пасхальной еды, часть из которой принято оставлять для бедных и неимущих.

Крашеные яйца

Среди блюд, освящаемых в Великую Субботу, особое место занимают яйца. Яйцо издревле символизирует вселенную, солнце, землю, жизнь, плодовитость, возрождение, силу, противостоящую злым духам. Яйца было принято класть в гроб, чтобы душа умершего не блуждала после смерти. В древности яйцо являлось предметом религиозного культа. Считалось, что оно является началом всего, что его прообразом было огромное яйцо, появившееся из уст Всевышнего Бога. В древнеегипетские храмы яйца приносили для того, чтобы они хранили от несчастий. Славяне, первый раз выгоняя скот на пастбище, клали на пороге хлева яйцо, которое потом отдавали какому-нибудь бедняку с просьбой помолиться о том, чтобы животные были здоровыми. При строительстве дома в каждый его угол клали яйцу, чтобы они хранили от несчастий.

В христианской символике яйцо является образом Воскресения Христа, пробившего скорлупу смерти и воскресшего из мертвых. Традиция раскрашивания яиц восходит к глубокой древности: так, в частности, украшали яйца в Китае и Египте. О них упоминают Овидий и Плиний. С крашенными яйцами связано много легенд. Одна из них гласит, что первые расписанные яркими красками яйца подарила Пилату Матерь Божия, пытаясь спасти Своего Сына от смерти. В другом предании говорится, что некий бедняк нес корзину яиц на продажу, но, встретив Иисуса, несшего крест, помог Ему. После этого яйца покрылись чудесными узорами. Согласно третей легенде, капли крови Спасителя окрасили яйца в красный цвет, а от слез Марии скорлупа украсилась тонким орнаментом.

У восточных славян существовал специальный обычай "очищения" при раскрашивании яиц. Этим занимались обычно девушки или молодые замужние женщины, от которых ритуал требовал чистоты. Для защиты яиц от дурного глаза "нечистой женщины" как крашенные, так и белые яйца посыпали солью со словами: "Соль тебе в глаза, а камень - в зубы. Как земля не вредит воску, так пусть твои глаза не вредят яйцам". Скорлупу крашенных яиц было принято сжигать в печи, а не выбрасывать. Часто, однако, ее развешивали на плодовых деревьях, чтобы они лучше плодоносили. Крашенные яйца было принято дарить друг другу, а в случае, если парень дарил красочно украшенное яйцо девушке, это было равнозначно признанию в самых серьезных чувствах. И поныне невозможно представить себе Пасхи без разноцветных яиц.

Воскресение

Торжественная процессия, совершаемая на рассвете в воскресенье, и следующая за ней месса, называемая "резурекция", знаменовали начало пасхальных праздников, продолжавшихся прежде три дня. После богослужения все приветствовали друг друга словами "Христос воскрес!" - "Воистину воскрес!". Каждый спешил домой, чтобы занять место за праздничным столом. Трапеза начиналась с того, что все делились друг с другом освященным яйцом, произнося при этом слова пожеланий. Скорлупу этого яйца раньше было принято рассыпать по углам дома, что должно было охранить жилище от мышей и крыс. После яиц и ветчины наступала очередь колбас, которые раньше все готовили сами. Из-за того, что всякая работа на Пасху считалась серьезным грехом, подчас даже не разжигали огня, ограничиваясь холодными закусками. Блюдом, без которого стол не был бы праздничным, в Польше всегда считался бигос, который готовился уже за несколько дней до Пасхи, а потом многократно подогревался, чтобы довести его до необходимой кондиции. Его ели как горячим, так и холодным. Особым "деликатесом" крестьянской кухни был горох с капустой. Практически все пасхальное воскресенье было принято проводить за столом, поскольку в такой праздник даже посещение знакомых считалось неуместным.

"Мокрый" понедельник

Водная стихия с древнейших времен считалась магической, устрашающей и почиталась божественной. Славяне верили в то, что реки, ручьи и родники являлись обителью различных божеств. Им приносили жертвы, их чистоту боялись нарушить. Очищение водой было одним из основных весенних ритуалов славян. Вместе с принятием христианства в обычай вошло освящение воды в Великую Субботу. Ею окропляли верующих, ее забирали домой для защиты от злых сил. Однако и языческий обычай очищения водой сохранился в виде шутливого обливания друг друга на второй день Пасхи, в Светлый Понедельник, называемый также "мокрым". Несмотря на церковные запреты, обливание, сопровождающееся вымогательством подарков под угрозой принудительного купания, продолжались и дошли до наших дней, став одним из наиболее популярных молодежных развлечений, превосходящих зачастую всякое чувство меры

СВЕТ ЕВАНГЕЛИЯ, № 14 (212), 4 апреля 1999 г.

Источник:

www.procatholic.ru

Пасха 2015: о каких традициях мы не знали

Пасха: традиции всего мира

Редакция Хочу решила собрать пасхальные традиции со всего мира, которые нам не знакомы. Мы расскажем вам про обычаи других стран на Пасху 2015, среди которых были разжигания костров и обливание водой.

Интересной традиции придерживаются итальянцы каждую Пасху – во время пасхального празднования Италия, которая обычно наполнена звуками смеха и громких разговоров, погружается в тишину. Верующие собираются вместе и участвуют в процессиях, неся церковный крест по городским улицам. Во время этой христианской процессии говорить между собой непринято.

В Поливальный понедельник, а это всегда первый день недели после Пасхи, поляки обливаются водой, причем делают это не всегда по своей воле. Водяной обряд начинают исполнять парни, обливая девушек из ведер или водяных пистолетов, а те часто дают отпор. Обряд еще называют «шмигус-дынгус» и он напоминает о более ранних традициях, когда девушки должны были дарить парнями яйца, а если они этого не делали их купали в реке или обливали водой из ведра.

В день Пасхи фины целыми семьями выходят на улицы, чтобы принять участие в воскресных процессиях. Дети берут с собой дудки и барабаны и громогласными звуками сообщают окружающему миру, что дни траура и скорби окончены. Под вечер жители Финляндии зажигают традиционные костры, которые символизируют свет и обновление.

В Страстную пятницу жители туманного Альбиона, как и мы, стараются есть очень скромно. Но в этот день они могут позволить себе традиционные булочки с изюмом, которые всегда украшают крестом из глазури. Эта пасхальная выпечка отдаленно напоминает наши куличи. Есть у них еще одна пасхальная традиция – англичане считают, что если дотронутся до пушистых веток вербы, по-нашему котиков, то они обязательно будут счастливы.

Испанцы привыкли к тому, что начиная с Вербного воскресенья и до самой Пасхи, по их стране проходят традиционные шествия. В них участвуют разные религиозные братства, которые облачены в длинные одеяния, колпаки и маски. Эти люди ходят по улицам, моля о прощении за все грехи, которые они совершили.

Популярного сейчас пасхального зайца, который у нас пока не прижился, придумали немцы. Он приносит крашенки детям, пряча их в траве или под кустами. Детвора с большим азартом ищет пасхальные яйца, ведь среди них попадаются и шоколадные. Еще в Германии к Пасхе во многих домах ставят в вазы ветки вербы и свежие цветы.

Источник:

hochu.ua

Светлое Христово Воскресение, Пасха - величайший христианский праздник

Светлое Христово Воскресение, Пасха — величайший христианский праздник

Среда 10 января 2018г 18:25 Татьяна Орлонская

Пасха – это христианская церковная дата, которая посвящена такому историческому событию, как – воскресению Иисуса Христа. Знать о Пасхе, ее истории возникновения, праздновании и традициях проведения, нужно бы знать каждому из нас.

Воскресение Христово – самый почитаемый и один из самых древнейший праздников во всем церковном календаре. Название праздника Пасхи, появилось очень давно, а пошло от еврейского слова “песах”. У еврейского народа она была посвящена, прежде всего – избавлению Израиля от египетского рабства.

В современном мире, в глазах многих христиан Воскресение Христово – является главным символом искупления грехов людей, через физическую смерть Иисуса Христа с последующим его воскрешением. Пасха важнее любого другого праздника и точно значимее любого события, когда либо, происходившего в мировой истории.

Пасха 2018 когда католическая и православная: В 325 году на первом Вселенском соборе в Никее был решен вопрос с датой Пасхи

Православная и католическая Пасхи редко совпадают, но иногда такое случается. Последнее совпадение дат датируется 2017 годом. В будущем 2018 году католики и православные христиане будут праздновать Пасху в разные дни.

День празднования Пасхи отсчитывается католиками в зависимости от даты наступления весеннего равноденствия. По традиции, в 1-е воскресение после полнолуния, что наступает после Дня весеннего равноденствия, и отмечается католическая Пасха. Обычно это событие происходит между 22 марта и 25 апреля. В этом году католическая Пасха будет отмечаться 1 апреля.

У православных Светлое Христово Воскресение в нынешнем году приходится на восьмое апреля. Считается, что это ранняя Пасха. Самый простой способ определить дату праздника – воспользоваться Александрийской пасхалией, специальным календарем, где он отмечен на много лет вперед. Но можно и самим рассчитать сроки Пасхи-2018, если знать, что торжество наступает после весеннего равноденствия 21 марта, а также после первого полнолуния, следующего за ним. Ну, и, конечно, праздник обязательно приходится на воскресенье. Первое полнолуние будущей весной произойдет 31 марта, и Пасху православные отпразднуют 8-го апреля.

Пасха 2018 когда католическая и православная: С апостольского времени церковь совершает пасхальное богослужение ночью

Подобно древнему избранному народу, бодрствовавшему в ночь своего избавления от египетского рабства, христиане бодрствуют в священную и предпраздничную и спасительную ночь Светлого Воскресения Христова. Незадолго до полуночи в Великую Субботу служится Полунощница, на которой священник с диаконом подходят к Плащанице (полотну с изображением положения во гроб тела Иисуса Христа) и относят в алтарь. Плащаницу кладут на престол, где она должна оставаться в течение 40 дней до дня Вознесения Господня.

Священнослужители надевают праздничные облачения. Перед наступлением полуночи торжественный колокольный звон — благовест — возвещает о приближении Воскресения Христова. Ровно в полночь при закрытых Царских Вратах иконостаса храма священнослужители тихо поют стихиру:

"Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити".

После этого отодвигается завеса (занавес, находящийся за Царскими вратами и закрывающий их со стороны алтаря) и священнослужители снова поют эту же стихиру, но уже громким голосом. Открываются Царские Врата, и стихира, еще более высоким голосом, поется духовенством в третий раз до середины, а хор храма поет окончание.

Священники выходят из алтаря и вместе с народом, подобно женщинам?мироносицам, пришедшим ко гробу Иисуса Христа, обходят вокруг храма крестным ходом с пением той же стихиры. Крестный ход означает шествие церкви навстречу воскресшему Спасителю. Обойдя вокруг храма, крестный ход останавливается перед закрытыми дверями храма, как бы у входа ко Гробу Господню.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

11 декабря 2017

В полицию Нью-Йорка поступили сообщения о взрыве на автобусном вокзале на Манхэттене

11 декабря 2017

Ученые из Новой Зеландии пришли к выводу о том, что планета 9 находится за пределами Солнечной системы

11 декабря 2017

Ученые совершили открытие, имеющее, по словам специалистов, «космическое значение»

11 декабря 2017

Самые перспективные варианты для инвестиций: за и против

11 декабря 2017

Ученые государственного института графена при Манчестерском университете вместе с известным английским производителем высокотехнологичной экипировки для активного отдыха INOV-8 разработали подошву для кроссовок с добавлением графен

11 декабря 2017

Группа ученых из команды OpenWorm, специализирующейся на создании компьютерных моделей червей на клеточном уровне, заявила о новом успешном эксперимент

© 2012-2017 - Информационно-аналитический бизнес-портал КИБ. При любом использовании материалов портала ссылка на источник обязательна.

Источник:

c-ib.ru

Пасха 2018

Пасха в 2018 году – 8 апреля Светлое Христово Воскресение
  • О Воскресении Христовом
  • Пасха: история, традиции
  • Истина Воскресения
  • Воскресение Христово – победа над смертью
  • О Пасхе в свете патрологии и литургического предания
  • Пасхальные интервью
  • Воскресение Христово видевше
  • Пасхальная победа
  • Богослужение Пасхи
  • Тропарь, кондак, стихиры Пасхи
  • Пасхальный канон с толкованием
  • Часы пасхальные
  • Объяснение служб Пасхи
  • О Причащении в дни Пасхи
  • Евангелие Пасхи на разных языках
  • Воскресенские храмы и монастыри
  • Молитва в дни Пасхи
  • О молитвенном правиле в дни Пасхи
  • Поминовение усопших в Пасху
  • Акафист Святой Пасхе
  • История Пасхи
  • Ветхо- и новозаветная Пасха
  • Пасха в Библии
  • О праздновании Пасхи
  • Как встретить святую Пасху
  • Празднование святой Пасхи
  • Чудо схождения Благодатного огня
  • Пасхальные проповеди
  • Слово Огласительное на святую Пасху
  • Проповеди о Пасхе
  • Пасхальные поздравления
  • Пасхальные открытки
  • Поздравления с Пасхой
  • «Христос Воскресе» на разных языках
  • Тропарь Пасхи на разных языках
  • Пасхальные рецепты
  • Рецепты куличей и пасох
  • Рецепты Пасхальных баб
  • Пасхальные агнец и венок
  • Стихи и рассказы о Пасхе
  • Стихи о Пасхе
  • Рассказы о Пасхе
  • Суеверия в Пасху
  • Суеверия, связанные с Пасхой
  • Тест, кроссворд, фото
  • Тест: Пасха
  • Пасхальный кроссворд
  • Фотовикторина о Пасхе
  • Фоторассказ о Пасхе
  • Иконография Пасхи
  • Иконография Пасхи
  • Формирование образа
  • Пасхальный календарь
  • Календарь Великого Поста
  • Православная пасхалия 2019-2030
ПАСХА или ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ?

«Если мы в этой только жизни надеемся

на Христа, то мы самые жалкие из всех людей!»

Казалось бы, смысл Пасхи – как мы обычно называем наш главный праздник – достаточно прозрачен. Увы! Опыт говорит о другом. Приведу лишь два наиболее характерных примера.

Урок в одной «Православной гимназии». Желая выявить уровень знаний детей, спрашиваю: «Как праздновали Пасху Христос и апостолы?» – Следует резонный ответ: «Они ели куличи и крашеные яйца»! Возразить на это нечего! А как взрослые?

Пасхальное ночное розговенье в одном храме. Действительно, едим яйца и куличи (и не только). «Вдруг» одному уже немолодому певчему приходит в голову важная мысль, и он растерянно обращается к священнику (с богословским образова­нием). «Батюшка! Вот мы всё поём и поём «Христос Воскресе!», а праздник называем «Пасхой»! Так ведь и евреи Пасху празднуют, а во Христа вовсе не веруют! Почему так?!» – Священник задумался, стал перебирать в голове обрывки семинарских знаний, да так и не смог сказать ничего вразумительного!

Это не исключение: то, что мы с детства воспринимаем на бытовом уровне, как некий красивый обряд, кажется нам само собой разумеющимся и не требующим изучения.

Давайте же устроим себе «пасхальный урок» и спросим: какие ассоциации рождает в нашем сознании пасхальное приветствие «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!»

Ночной крестный ход со свечами, – сразу ответит каждый, – радостное пение и взаимные лобызания. На домашнем столе появляются знакомые с детства кушанья – красные и расписные яйца, румяные куличи, пахнущие ванилью творожные пасхи.

Да, но это – лишь внешняя атрибутика праздника, – возразит вдумчивый христианин. – А мне хочется знать, почему наш праздник Христова Воскресения именуется обычно еврейским словом «Пасха»? Какова связь между еврейской и христианской Пасхой? Почему Спаситель мира, от дня Рождения Которого человечество отсчитывает Новую эру, должен был непременно умереть и воскреснуть? Разве не мог всеблагой Бог установить Новый Союз (Завет) с людьми по-иному? Какова символика нашего пасхального богослужения и праздничных обрядов?

Прообразы: «Пасха земная»

«Наблюдай месяц авив (нисан),

и совершай Пасху Господу, Богу твоему,

потому что в месяце авиве вывел тебя Господь,

Историко-символическая основа еврейской Пасхи – эпи­ческие события книги Исход. Она рассказывает о четырехве­ковом периоде египетского рабства, в котором пребывал угнетаемый фараонами еврей­ский народ, и чудесной драме его освобождения. Девять наказаний («казней египетских») обрушил на страну пророк Моисей, но лишь десятая заставила смягчиться жестокое сердце фараона, не желавшего лишаться рабов, возводивших ему новые города. Ей стало поражение египетских первенцев, вслед за которым и последовал «исход» из Дома рабства. Ночью, в ожидании начала исхода, израильтяне совершают первую пасхальную трапезу. Глава каждой семьи, заклав однолетнего агнца (ягненка или козленка) помазывает его кровью дверные косяки (Исх.12:11), а само запечённое на огне животное съедается, но так, чтобы не были сломаны его кости.

«Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это – Пасха Господня. А Я в эту самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами египетскими произведу суд. Я – Господь. И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь; и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую» (Исх.12:11-13).

Так в ночь первого весеннего полнолуния (с 14/15 месяца авива, или нисана) во 2-й половине XIII века до Рождества Христова совершился исход израильтян из Египта, ставший важнейшим событием ветхозаветной истории. А Пасха, совпавшая с избавлением, стала ежегодным праздником – воспоминанием об исходе. Само же название «Пасха» (евр. песах – «прохождение», «пощада») указывает на тот драматический момент («десятую казнь»), когда поражавший Египет ангел Господень, видя кровь пасхального агнца на дверных косяках еврейских домов, проходил мимо и щадил первенцев израильских (Исх.12:13).

Впоследствии исторический характер Пасхи стали выражать особые молитвы и рассказ о её событиях, а также ритуальная трапеза, состоящая из мяса агнца, горьких трав и сладкого салата, что символизирует горечь египетского рабства и сладость обре­тённой свободы. Пресный хлеб напоминает о спешных сборах. Сопровождают пасхальную домашнюю трапезу четыре чаши вина.

Ночь исхода стала вторым рождением израильского народа, началом его самостоятельной истории. Окончательное же спасение мира и победу над «духовным рабством египетским» совершит в будущем Божий Помазанник из рода царя Давида – Мессия, или, по-гречески, – Христос. Так сначала именовались все библейские цари, а вопрос о том, Кто же в их ряду станет последним, оставался открытым. Поэтому каждую пасхальную ночь израильтяне ждали явления Мессии.

Исполнение: «Пасха небесная»

«Всем сердцем желал Я вкушать эту пасху вместе с вами

прежде Моих страданий! Говорю ведь вам, больше не вкушать Мне её,

пока не свершится она в Царстве Божием» (Лк.22:15-16)

Мессия-Христос, пришедший ради избавления всех людей от духовного «рабства египетского», принимает участие в иудейской «Пасхе ожидания». Он завершает её исполнением заложенного в ней Божественного замысла, – и тем самым её упраздняет. Одновременно кардинально меняется характер взаимоотношений Бога и человека: выполнивший своё предназначение временный Союз Бога с одним народом становится «ветхим» («устаревшим»), и Христос заменяет его Новым – и вечным! Союзом-Заветом со всем человечеством. Во время Своей последней Пасхи на Тайной вечере Иисус Христос произносит слова и совершает действия, меняющие смысл праздника. Он Сам занимает место пасхальной жертвы, и ветхая Пасха становится Пасхой нового Агнца, закланного ради очищения людей единожды и навсегда. Христос учреждает новую пасхальную трапезу – таинство Евхаристии – и говорит ученикам о Своей близкой смерти как о пасхальном жертвоприношении, в котором Он – Новый Агнец, закланный «от создания мира». Вскоре Он спустится в мрачный Шеол (Аид) и вместе со всеми ожидавшими Его там людьми совершит великий Исход из царства смерти в сияющее Царство Своего Отца. Неудивительно, что в ритуале ветхозаветной Пасхи обнаруживаются основные прообразы Голгофской жертвы.

Пасхальный агнец (ягненок) евреев был «мужеского пола, без порока» и приносился в жертву во второй половине дня 14-го нисана. Именно в это время последовала крестная смерть Спасителя. Казнённых следовало похоронить до наступления темноты, поэтому римские воины, чтобы ускорить их смерть, перебили ноги двум разбойникам, распятым вместе с Господом. Но, «подойдя к Иисусу, они увидели, что Он уже умер, и не перебили Ему ног <. >. Ибо произошло это во исполнение (слов) Писания: "Кость Его да не сокрушится"» (Ин.19:33, 36). При этом и само приготовление пасхального агнца было прообразом крестной смерти Спасителя: животное «распинали» на двух крестообразно соединенных кольях, один из которых проходил вдоль хребта, а к другому привязывались передние ноги.

Эта глубочайшая взаимосвязь ветхой и новой Пасхи, их сосре­доточенность (упразднение одной и начало другой) в лице Иисуса Христа объясняют, почему праздник Его Воскресения сохраняет и ветхозаветное название Пасха. «Пасха наша – принесённый в жертву Христос», – говорит апостол Павел (1 Кор.5:7). Так в новой Пасхе произошло окончательное завершение Божественного замысла о восстановлении падшего («ветхого») человека в его первоначальном, «райском», достоинстве – его спасение. «Ветхая Пасха празднуется из-за спасения кратковременной жизни иудейских первенцев, а новая Пасха – из-за дарования вечной жизни всем людям», – так лаконично определяет соотношение этих двух торжеств Ветхого и Нового Завета святой Иоанн Златоуст.

Пасха – праздник сорокадневный

День Светлого Христова Воскресения – как «праздников праздник и торжество из торжеств» (пасхальное песнопение) – требует от христиан особого приготовления и потому предваряется Великим постом. Современное православное пасхальное (ночное) богослужение начинается великопостной Полунощницей в храме, переходящей затем в торжественный крестный ход, символизирующий жен-мироносиц, шедших ко Гробу Спасителя в предутренней мгле (Лк.24:1; Ин.20:1) и извещённых о Его воскресении пред входом в гробовую пещеру. Поэтому праздничная Пасхальная Заутреня начинается перед закрытыми дверьми храма, а возглавляющий службу архиерей или священник символизирует собой ангела, отвалившего камень от дверей Гроба.

Радостные пасхальные приветствия заканчиваются для многих уже на третий день или же с окончанием Пасхальной недели. При этом люди с удивлением воспринимают пасхальное поздравление и смущенно уточняют: «С прошедшей Пасхой?» Это – распространенное в нецерковной среде заблуждение.

Следует помнить, что Светлой седмицей не заканчивается празднование Воскресения Христова. Чествование этого величай­шего для нас в мировой истории события продолжается в течение сорока дней (в память сорокадневного пребывания на земле Воскресшего Господа) и завершается «Отданием Пасхи» – торже­ственным пасхальным богослужением накануне праздника Вознесения. Здесь – ещё одно указание на превосходство Пасхи перед другими христианскими торжествами, из которых ни один не празднуется Церковью более четырнадцати дней. «Пасха воз­вышается над другими праздниками, как Солнце над звёздами», – напоминает нам святой Григорий Богослов (Беседа 19).

«Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!» – приветствуем мы друг друга в течение сорока дней.

Лит.: Мень А., прот. Сын Человеческий. М., 1991 (Ч. III, гл. 15: «Пасха Нового Завета»); Рубан Ю. Пасха (Светлое Христово Воскресение). Л., 1991; Рубан Ю. Пасха. Светлое Христово Воскресение (История, богослужение, традиции) / Науч. ред. проф. архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Изд. 2-е, исправленное и дополненное. СПб.: Изд. храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Шпалерной ул., 2014.

Вопросы о Пасхе Что означает слово «Пасха»?

Слово «Пасха» (пэсах) в буквальном переводе с еврейского языка означает: «прохождение мимо», «переход».

Во времена Ветхого Завета это название было связано с исходом сынов Израиля из Египта. Поскольку правящий фараон противился замыслу Божьему о выходе их из Египта, Бог, вразумляя его, стал последовательно низводить на страну пирамид череду бедствий (в дальнейшем эти бедствия получили название «казни Египетские»).

Последнее, самое устрашающее бедствие, по замыслу Божьему должно было сломить упрямство фараона, окончательно подавить сопротивление, побудить его, наконец, покориться Божественной воле.

Суть этой последней казни состояла в том, что среди египтян должны были погибнуть все первенцы, начиная от первенцев скота и заканчивая первенцем самого властелина (Исх.11:5).

Совершить эту казнь надлежало особому ангелу. Для того, чтобы он, поражая первенцев, не поразил вместе с египетскими и израильских, евреям надлежало помазать косяки и перекладины дверей своих жилищ кровью жертвенного агнца (Исх.12:7). Так они и поступили. Ангел, видя дома, ознаменованные жертвенной кровью, обходил их «стороной», «проходил мимо». Отсюда и название события: Пасха (пэсах) — прохождение мимо.

В более широкой интерпретации праздник Пасхи связан с Исходом вообще. Этому событию предшествовало приношение в жертву и потребление всем обществом Израиля пасхальных жертвенных агнцев (из расчёта по одному агнцу на семейство; в случае, если то или иное семейство было немногочисленным, ему надлежало объединиться с соседями (Исх.12:4)).

Ветхозаветный пасхальный агнец прообразовал собой Новозаветного Агнеца, Христа. Агнцем, берущем на Себя грех мира, Христа назвал святой Иоанн Креститель (Ин.1:29). Агнцем, Кровью Которого мы искуплены, называли Спасителя и апостолы (1Пет.1:18-19).

После Воскресения Христова Пасхой, в среде христианства, стал называться Праздник, посвященной этому событию. В данном случае филологическое значение слова «Пасха» (переход, прохождение) получило иную интерпретацию: переход от смерти к жизни (а если распространять его на христиан, то и как переход от греха к святости, от жизни вне Бога к жизни о Господе).

Малой Пасхой иногда называется воскресный день.

Кроме того Пасхой именуется и Сам Господь Иисус Христос (1Кор.5:7).

Почему празднуют Пасху Христову, если праздник Пасхи праздновался ещё до Рождества Иисуса Христа?

Во времена Ветхого Завета иудеи, следуя Божественному произволению (Исх.12:14), праздновали Пасху в воспоминание о выходе их из Египта. Египетское рабство стало одной из самых мрачных страниц в истории избранного народа. Празднуя Пасху, евреи благодарили Господа за оказанные Им великие милости, благодеяния, связанные с событиями периода Исхода (Исх.12:27).

Христиане, отмечая Пасху Христову, вспоминают и воспевают Воскресение Спасителя, сокрушившего ад, поправшего смерть, одарившего всех людей надеждой будущего воскресения в вечную блаженную жизнь.

Несмотря на то, что содержание иудейского Праздника Пасхи отлично от содержания Пасхи Христовой, схожесть в названиях — не единственное, что их связывает и объединяет. Как известно, многие вещи, события, лица времени Ветхого Завета служили прообразами новозаветных вещей, событий и лиц. Ветхозаветный пасхальный агнец служил прообразом Новозаветного Агнца, Христа (1Пет.1:18-19), а ветхозаветная Пасха - прообразом Пасхи Христовой.

Можно сказать, что символика иудейской Пасхи реализовалась на Пасхе Христовой. Наиболее важные черты этой прообразовательной связи — следующие: как посредством крови пасхального агнца евреи спаслись от поражающего действия ангела-губителя (Исх.12:23), так и Кровью Мессии мы спасены (1Пет.1:18-19); как ветхозаветная пасхальная жертва способствовала освобождению евреев от пленения и рабства фараону (Исх.12:1-33), так и Крестная Жертва Новозаветного Агнца способствовала освобождению человека от рабства демонам, от плена греха; как кровь ветхозаветного агнца способствовала теснейшему объединению евреев (Исх.12:6), так и Причащение Крови и Тела Христовых способствует единению верующих в одно Тело Господне (1Кор.10:17); как потребление древнего агнца сопровождалось вкушением горьких трав (Исх.12:8), так и христианская жизнь исполнена горечью тягот, страданий, лишений.

Как вычисляется дата Пасхи? Почему она празднуется в разные дни?

Согласно иудейской религиозной традиции, во времена Ветхого Завета Пасха Господня праздновалась ежегодно 14-го числа месяца Нисана (Лев.23:5). В этот день происходило заклание пасхальных жертвенных агнцев (Исх.12:6).

Из Евангельского повествования следует убедительно, что дата Крестных Страданий и смерти Мессии хронологически соответствовала времени наступления иудейской Пасхи (Ин.19:31).

Несмотря на то, что Христос вкушал пасху с апостолами в четверг, а Распяли Его только на следующий день, утверждается, что Он, как Новозаветный Агнец (1Пет.1:18-19), принял Жертвенные Крестные Страдания и Смерть не 15-го, но 14-го Нисана: в тот день, в который предстояло вкушать (ветхозаветных) пасхальных агнцев.

Годовой религиозно-праздничный цикл иудеев, со времени Моисея, был привязан не к солнечному календарю, насчитывающему, в среднем, 365,25 суток, но к лунному. Продолжительность лунного года составляет около 354 суток. Таким образом, он короче солнечного приблизительно на 11 дней. В силу этого обстоятельства в разные годы одни и те же фазы луны выпадают на разные числа месяцев, привязанных к солнечному календарю.

Вот почему иудейская Пасха, отмечаемая по лунному календарю всегда в один и тот же день месяца Нисана, по солнечному исчислению с каждым годом перешагивает с одного числа на другое.

В первые времена существования христианства относительно дня празднования Пасхи единогласия не было. В Западных и ряде Восточных областей Праздник Пасхи справляли в первый воскресный день, следовавший за днём иудейской Пасхи. Малоазийские Церкви праздновали Пасху Христову 14-го Нисана, в один день с иудейской.

Иногда разногласия между верующими относительно этого вопроса служили причиной раздоров. На состоявшемся в 325 году, в Никее, Первом Вселенском Соборе, отцы, участники этого Собора, определили праздновать Пасху Христову непременно после иудейской, в ближайший воскресный день по полнолунии, которое выпадает на самый день весеннего равноденствия или происходит непосредственно после него (но не ранее).

Если мартовское полнолуние наступает раньше дня весеннего равноденствия (21 марта), пасхальным полнолунием считается уже на мартовское, но апрельское. Если оно выпадает, к примеру на воскресенье 18 апреля, то Пасха переносится на следующее воскресенье — 25 апреля. Это самая поздняя дата празднования Пасхи. Самым же ранним днём является 22 марта. Это случается, когда мартовское полнолуние выпадает на субботу 21 марта.

Где находились святые и праведники до Воскресения Христова — в Раю или в аду?

Как известно, пока первозданные люди хранили невинность и нравственную чистоту, местом их пребывания был особый благоустроенный Сад — Рай (Быт.2:8). Однако, злоупотребив своими природными совершенствами и своей свободой, они нарушили заповедь Божью, подверглись тленности, сделались смертными и были изгнаны из обители прочь (Быт.3:23-24).

С тех пор и вплоть до совершения Искупления Господом Иисусом Христом, все люди, умирая, сходили душами в ад. Путь в Царство Небесное был для человека закрыт.

В ад попадали как грешники, так и праведники (Быт.37:35). Другое дело, что степень испытываемых мук и местa заточения душ, в зависимости от степени их греховности или праведности, были различными (Иез.32:18-23) (см. подробнее: Рай и ад: два места или два состояния?).

Из притчи о богатом и Лазаре известно, что в аду существовала особая область — лоно Авраамово (Лк.16:22). В эту область попадали души тех ветхозаветных людей, кто особенно угодили господу верой и добродетелями. Насколько контрастным было отличие их состояния от состояния грешников, видим из содержания той же притчи (Лк.16:23:26).

Иногда понятие «лоно Авраамово» относят и к Царству Небесному. А, например, в иконографии Страшного Суда образ «лона. » используется в качестве одного из наиболее распространённых и значимых символов Райских жилищ.

Но это, конечно, не значит, что и до сокрушения Спасителем адовых врат праведники пребывали в Раю (победа Христа над адом состоялась после Его Крестных Страданий и смерти, когда Он, пребывая телом во гробе, Душой сошёл в преисподние места земли (Еф.4:9)).

Хотя праведники и не испытывали тех тягчайших страданий и мук, что испытывали лютые злодеи, однако они не были причастны и тому неописуемому блаженству, какое стали испытывать по освобождении из ада и возведении в Славные Небесные селения.

Можно сказать, что в каком-то смысле лоно Авраама служило прообразом Рая. Отсюда и традиция употреблять этот образ в отношении Небесного Рая, отверстого Христом. Ныне наследовать Царство Небесное может каждый, ищущий спасения.

В какой момент службы в субботу заканчивается Страстная и начинается Пасха?

Вечером в субботу, обычно за час или полчаса до полуночи, как решит настоятель, в храмах совершается прдпразднственная полунощница. Несмотря на то, что в отдельных пособиях последование этой службы печатается вместе с последованием Святой Пасхи, согласно Уставу, она относится ещё к Постной Триоди.

Бдение перед Пасхой Христовой подчеркивает важность и значимость ожиданий грядущего Торжества. Вместе с тем оно напоминает о бдении народа Божьего (сынов Израиля) в ночь перед выходом их из Египта (подчеркнём, что именно с этим событием была связана ветхозаветная пасхальная жертва, прообразовавшая Крестную Жертву Христа).

В продолжении полунощницы осуществляется каждение вокруг плащаницы, после чего священник, подняв её на главу, уносит (Ликом к востоку) в алтарь (через Царские врата). Плащаница укладывается на Престоле, после чего вокруг него совершается каждение.

По окончании этой службы бывает Крестный ход (в ознаменование того, как жены-мироносицы ходили, с ароматами, ко Гробу Спасителя), а затем уже совершается Пасхальная утреня.

По окончании Крестного хода верующие с благоговением останавливаются перед вратами храма, как бы пред Гробом Христовым.

Здесь настоятель полагает начало утрени: «Слава Святей. ». После этого воздух наполняется звуками праздничного тропаря: «Христос воскресе из мертвых».

В Православной среде существует мнение, что если человек умер в день Пасхи, то его мытарства облегчены. Это народное поверье или церковная практика, традиция?

Полагаем, что в различных случаях такое «совпадение» может иметь различную интерпретацию.

С одной стороны, мы хорошо понимаем, что Бог всегда открыт человеку Своей любовью (1Ин.4:8) и милостью (Исх.34:6); важно лишь, чтобы сам человек стремился к единству с Богом и Церковью.

С другой стороны, мы не можем отрицать, что в дни Главных Праздников Церкви, и, конечно, во время Пасхальных Торжеств, единство верующих с Богом проявляется по-особенному. Заметим, что в такие дни храмы (нередко) наполняются даже и теми христианами, кои весьма далеки от регулярного участия в храмовом богослужении.

Думаем, что иногда смерть в Пасху может свидетельствовать об особой милости к человеку (например, если в этот день умирает Божий святой); однако подобного рода соображения нельзя возводить в ранг безусловного правила (так можно дойти и до суеверия).

Почему на Пасху принято красить яйца? Какие цвета допустимы? Можно ли украшать пасхальные яйца наклейками с иконами? Как правильно поступить со скорлупой от освященных яиц?

Обычай верующих приветствовать друг друга словами «Христос воскрес!» и дарить друг другу крашеные яйца восходит к глубокой древности.

Как и сколько времени празднуется Пасха?

Праздник Пасхи — древнейший церковный Праздник. Он был учрежден ещё при апостолах. Так, Павел, воодушевляя братьев по вере на достойное, благоговейное празднование Дня Воскресения Христова, рек: «очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1Кор.5:7).

Можно ли поздравлять с Пасхой людей другой веры?

Пасха Христова — самый торжественный и великий Праздник Вселенской Церкви (по метафорическому высказыванию святых отцов, он настолько же превосходит все прочие церковные Праздники, насколько сияние солнца превосходит сияние звёзд).

Можно ли работать и совершать уборку в пасхальные дни?

К Празднику Пасхи принято готовиться заблаговременно. Это значит, что ту работу, которую можно выполнить заранее — лучше сделать заранее. Работу же, не связанную с Праздником и не требующую немедленного выполнения, лучше (на время Праздника) отложить.

С чем связана традиция освящения хлеба — артоса?

В Светлый День Пасхи, в конце Божественной Литургии (после заамвонной молитвы) совершается торжественное освящение особой просфоры — артоса (в буквальном переводе с греческого «артос» означает «хлеб»; в соответствии со смыслом наименования Пасхи (Песах — переход) как перехода от смерти к жизни, в соответствии со следствием Воскресения как Победы Христа над адом и смертью, на артосе запечатлевается Крест, увенчанный тернием, знамение победы на смертью, или же образ Воскресения).

Как правило артос полагается на аналое напротив иконы Спасителя, где, затем, пребывает в продолжении Светлой седмицы.

Во время совершения крестного хода верующие обыкновенно носят и артос. По традиции, сложившейся и утвердившейся в монастырях, после Литургии артос благоговейно переносится в трапезную, где бывает его возношение, после чего он вновь возвращается в храм.

На Светлую субботу, то есть в пятницу вечером, артос раздробляется; по окончании Литургии, в субботу, он раздаётся для потребления верующим.

Как в продолжении Светлого Праздника верующие вкушают в своих домах пасхи, так в дни Светлой седмицы в домах Божьих — храмах Господних — предлежит этот освященный хлеб.

В символическом смысле артос сопоставляется с ветхозаветным опресноками, которые надлежало вкушать, в продолжении пасхальной седмицы, Израильскому народу, после освобождения их десницею Божьей от египетского рабства (Исх.12:15-20).

Кроме того, практика освящения и хранения артоса служит напоминанием об апостолькой практике. Привыкнув вкушать хлеб вместе со Спасителем, во время Его земного служения, они, по Его Вознесении, уделяли Ему часть хлеба и полагали за трапезой. Сим символизировалось присутствие Христа среди них.

Эту символическую линию можно усилить: служа образом Хлеба Небесного, то есть Христа (Ин.6:35), артос служит напоминанием всем верующим, что Воскресший Мессия, несмотря на Вознесение на Небо, непрестанно присутствует в Церкви, в соответствии с обетованием: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.28:20).

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Источник:

azbyka.ru

Голосова О. (ред.) Пасха. Как Мы Празднуем в городе Пенза

В нашем интернет каталоге вы имеете возможность найти Голосова О. (ред.) Пасха. Как Мы Празднуем по разумной стоимости, сравнить цены, а также изучить иные предложения в группе товаров Наука и образование. Ознакомиться с свойствами, ценами и обзорами товара. Транспортировка может производится в любой город РФ, например: Пенза, Нижний Новгород, Барнаул.