Книжный каталог

Ребёнок От Одного Года До Четырех Лет. Практическое Руководство По Уходу И Воспитанию

Перейти в магазин

Сравнить цены

Категория: Дом, семья, быт

Описание

Это практическое руководство содержит всю необходимую информацию о воспитании ребенка в возрасте от одного года до четырех лет и уходе за ним, в том числе об особенностях физического и умственного развития малыша в этом возрасте, питании, режиме сна и бодрствования, безопасности, играх и игрушках, конфликтах и способах их разрешения, типичных расстройствах и заболеваниях, их лечении и профилактике. Вы узнаете: - Как построить собственную систему воспитания ребенка с учетом закономерностей его развития и ваших ценностей и убеждений. - Как сочетать твердость и настойчивость в воспитании с теплом и любовью. - "Корни" и "крылья" для вашего малыша: как создать условия для гармоничного развития ребенка, совмещая ясные правила, четкие границы и безопасность с достаточной свободой для познавания мира. - Искусство совершать ошибки: как справиться с перфекционизмом, тревожностью и неопределенностью, и при этом принимать правильные решения и совершать правильные поступки. - Как решать типичные проблемы, возникающие в жизни маленького ребенка и всей семьи. "Ребенок от одного года до четырех лет" - идеальный экспресс-курс для молодых родителей, незаменимый справочник для семей, воспитывающих нескольких детей, отличный "курс молодого бойца" по воспитанию детей для мужчин, продолжающий книгу "Ребенок от рождения до года".

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
Бом П., Хубер М. Ребенок от одного года до четырех лет. Практическое руководство по уходу и воспитанию Бом П., Хубер М. Ребенок от одного года до четырех лет. Практическое руководство по уходу и воспитанию 396 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Бом П., Хубер М. Ребенок от рождения до года. Практическое руководство по уходу и воспитанию Бом П., Хубер М. Ребенок от рождения до года. Практическое руководство по уходу и воспитанию 416 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Польен Бом, Махтельд Хубер Ребенок от одного года до четырех лет. Практическое руководство по уходу и воспитанию Польен Бом, Махтельд Хубер Ребенок от одного года до четырех лет. Практическое руководство по уходу и воспитанию 395 р. ozon.ru В магазин >>
Эксмо Гид по воспитанию детей от 3 до 6 лет. Практическое руководство от французского психолога Эксмо Гид по воспитанию детей от 3 до 6 лет. Практическое руководство от французского психолога 416 р. mytoys.ru В магазин >>
Польен Бом Ребенок от одного года до четырех лет. Практическое руководство по уходу и воспитанию Польен Бом Ребенок от одного года до четырех лет. Практическое руководство по уходу и воспитанию 299 р. litres.ru В магазин >>
Анн Бакюс Гид по воспитанию детей от 3 до 6 лет. Практическое руководство от французского психолога Анн Бакюс Гид по воспитанию детей от 3 до 6 лет. Практическое руководство от французского психолога 348 р. book24.ru В магазин >>
Анн Бакюс Гид по воспитанию детей от 3 до 6 лет. Практическое руководство от французского психолога Анн Бакюс Гид по воспитанию детей от 3 до 6 лет. Практическое руководство от французского психолога 364 р. ozon.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

Ребенок от одного года до четырех лет

Категории Ребенок от одного года до четырех лет. Практическое руководство по уходу и воспитанию

Автор(ы): Польен Бом, Махтельд Хубер

Дополнительные характеристики

ОбрСсылка:Произведение: Ребенок от одного года до четырех лет. Практическое руководство по уходу и воспитанию

Тип издания: Отдельное издание

Ширина упаковки: 130

Тип обложки: Мягкая обложка

Произведение: Ребенок от одного года до четырех лет. Практическое руководство по уходу и воспитанию

Высота упаковки: 20

Автор: Польен Бом,Махтельд Хубер

Глубина упаковки: 205

Описание книги

Это практическое руководство содержит всю необходимую информацию о воспитании ребенка в возрасте от одного года до четырех лет и уходе за ним, в том числе об особенностях физического и умственного развития малыша в этом возрасте, питании, режиме сна и бодрствования, безопасности, играх и игрушках, конфликтах и способах их разрешения, типичных расстройствах и заболеваниях, их лечении и профилактике.Вы узнаете:• Как построить собственную систему воспитания ребенка с учетом закономерностей его развития и ваших ценностей и убеждений.• Как сочетать твердость и настойчивость в воспитании с теплом и любовью.• "Корни" и "крылья" для вашего малыша: как создать условия для гармоничного развития ребенка, совмещая ясные правила, четкие границы и безопасность с достаточной свободой для познавания мира.• Искусство совершать ошибки: как справиться с перфекционизмом, тревожностью и неопределенностью, и при этом принимать правильные решения и совершать правильные поступки.• Как решать типичные проблемы, возникающие в жизни маленького ребенка и всей семьи."Ребенок от одного года до четырех лет" - идеальный экспресс-курс для молодых родителей, незаменимый справочник для семей, воспитывающих нескольких детей, отличный "курс молодого бойца" по воспитанию детей для мужчин, продолжающий книгу "Ребенок от рождения до года".

Источник:

dom-knigi.net

Читать книгу Ребенок от одного года до четырех лет

Текст книги "Ребенок от одного года до четырех лет. Практическое руководство по уходу и воспитанию - Польен Бом"

Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО "ЛитРес" (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

Польен Бом, Махтельд Хубер

Ребенок от одного года до четырех лет. Практическое руководство по уходу и воспитанию

Эта книга впервые опубликована на голландском языке в издательстве Christofoor под названием «Groeiwijzer van een tot vier jaar».

© Uitgeverij Christofoor (Zeist, Netherlands), 1997, 2006.

© ООО «Издательство «Добрая книга», 2016 – издание на русском языке, перевод на русский язык, оформление.

Предисловие к первому изданию

Вскоре после выхода в свет книги «Ребенок от рождения до года. Практическое руководство по уходу и воспитанию» (М.: Издательство «Добрая книга», 2017) нас попросили написать продолжение о следующих возрастных периодах развития детей и о воспитании ребенка и уходе за ним в это время. Книга «Ребенок от рождения до года» быстро завоевала популярность у читателей, поэтому мы согласились взяться за работу над следующим практическим руководством. В этой книге рассматривается более длительный период развития ребенка – три года, следующие за первым годом жизни.

С первого по четвертый год жизни ребенка правильное питание и уход за ним по-прежнему играют важную роль, но на первое место постепенно выходят вопросы воспитания. Все это мы подробно обсудим на страницах этой книги.

С рождением ребенка мы «рождаемся» как родители. Мы начинаем учиться воспитывать нашего ребенка. Повседневные решения, которые вы принимаете как родители, всегда зависят от вашего личного выбора и личных предпочтений, и в значительной степени это касается выбора методов воспитания ребенка. Вы можете согласиться или не согласиться с подходом к воспитанию, изложенным в этой книге. Авторы попытались представить информацию таким образом, чтобы читатель мог самостоятельно принимать решения, формируя собственное мнение по всем обсуждаемым здесь вопросам. Надеемся, что мы разобрали здесь все важные темы и предоставили всю необходимую информацию, чтобы родители так и поступили.

Книга «Ребенок от одного года до четырех лет» представляет собой скорее справочник и практическое руководство для родителей, нежели универсальный сборник решений. Мы ни в коем случае не претендуем на всесторонний и исчерпывающий охват этой широкой темы. Мы хотели обратить внимание родителей на те аспекты воспитания ребенка, которые представляются нам наиболее важными, и помочь им осознать собственные ценности, чтобы на их основе выработать собственный подход к воспитанию детей. Под «родителями» мы в широком смысле подразумеваем здесь всех, кто занимается воспитанием ребенка.

Эта книга начинается с обсуждения общих подходов к воспитанию ребенка и взглядов на процесс его развития. Затем мы перейдем к более конкретным вопросам ухода за малышом и обсудим их с практической точки зрения для каждого из четырех этапов его развития. И, наконец, последняя глава этой книги посвящена типичным проблемам, которые возникают в жизни маленького ребенка (в том числе различным расстройствам и заболеваниям), и способам их решения.

В создании этой книги принимали участие пять авторов – врачи и медсестры. Кроме того, огромный вклад в работу над ней внес стоматолог Питер Борм. Заключительное редактирование текста книги выполнили Польен Бом и Махтельд Хубер. В процессе работы над книгой авторы учли многочисленные замечания, полученные от родителей, медсестер, врачей, педиатров и диетологов. Мы безмерно благодарны им всем за их вклад в создание этой книги.

Кроме того, мы хотим еще раз поблагодарить сотрудников издательства Christofoor за сотрудничество в работе над этой книгой, которая была издана совместно с Институтом питания Dunamis.

Предисловие к четвертому изданию

Перед выходом четвертого издания мы решили еще раз тщательно переработать текст книги и дополнить ее некоторыми новыми соображениями. В результате мы внесли в текст множество изменений и, на наш взгляд, полностью актуализировали изложенную в книге информацию. Мы хотим от всей души поблагодарить различных специалистов, которые оказали нам неоценимую помощь в подготовке нового издания книги.

Дриберген, май 2003 г.

1. Введение. Основы воспитания ребенка Уютное гнездышко

Ребенку необходимо «теплое, уютное гнездышко», в котором он мог бы расти и развиваться. Любовь – самая важная составляющая этого «гнездышка». Любовь и поддержка, которую получает ребенок, позволяют ему развивать связи с окружающими его людьми, чувствовать себя в безопасности, выходить в наш огромный мир, будучи уверенным в себе и своих силах, и с доверием относиться к этому миру.

Говоря о теплом, уютном гнездышке, мы имеем в виду и физическое тепло, и тепло любви, исходящее от родных и близких. Для нормального развития маленький ребенок нуждается в физическом тепле: он должен быть одет так, чтобы чувствовать себя комфортно, и тогда он будет всем доволен.

Иногда у родителей может сложиться впечатление, что воспитание ребенка, в особенности установка правил и границ, плохо уживается с необходимостью дарить ему любовь и тепло. Устанавливая границы, приходится проявлять твердость и настойчивость, в то время как любовь и тепло обычно ассоциируются у нас с мягкостью. Однако любовь к ребенку также подразумевает создание безопасного окружения, а для этого порой необходимы и твердость, и настойчивость; этот процесс не всегда бывает приятным.

Еще одно важное качество «уютного гнездышка» можно выразить австралийской поговоркой: «Лучшее, что можно дать ребенку, – корни и крылья». Если с самого раннего возраста родители дают малышу и то, и другое, – то есть тепло, ясные правила, четкие границы и безопасность с одной стороны, и достаточную свободу для изучения мира с другой, – они тем самым создают условия для сбалансированного, гармоничного развития ребенка.

Всему свое время

Очень важно, чтобы у ребенка было достаточно времени на прохождение каждого этапа своего развития. На каждом этапе он совершает определенный прорыв, который в некотором смысле можно сравнить с рождением.

Всем нам прекрасно известно: чтобы младенец родился здоровым, беременность должна длиться определенное время. Если беременность продолжается существенно больше или меньше сорока недель, возникают проблемы, некоторые из которых сразу же дают о себе знать.

Когда речь идет о растущем ребенке, последствия слишком раннего или слишком запоздалого развития проявляются далеко не сразу. У ребенка, еще не научившегося самостоятельно ходить, но посаженного в ходунки, в первое время не будет наблюдаться никаких очевидных отклонений в развитии, однако он может пропустить несколько важных шагов на этапе ползания, «работа» над которыми имеет большое значение для его дальнейшего развития.

В возрасте от одного до четырех лет ребенок познает окружающий мир, используя все свои органы чувств. Он осваивает этот мир и вживается него, ощупывая его, пробуя его на вкус, слушая его и, самое главное, передвигаясь по нему. Очень важно, чтобы в этом возрасте ребенок получал самые разнообразные чувственные ощущения, используя все возможности своего тела. Если же он слишком быстро перейдет к следующему этапу своего развития – к тому этапу, на котором в своем познании мира ребенок переходит от непосредственного восприятия ощущений и связанных с ними переживаний к их осмысливанию и пониманию, – у него не будет достаточного времени для развития здорового тела.

Искусство воспитания заключается в том, чтобы найти золотую середину между излишним стимулированием развития ребенка и чрезмерной пассивностью, когда ребенок не может пробовать свои силы и работать над развитием того, что должен развивать на каждом конкретном этапе жизни. В наше время многие родители стремятся ускорить развитие ребенка, особенно развитие интеллектуальное, и в результате упускают из вида важные этапы физического развития в раннем детстве. В конце концов, в жизни нам нужны не только интеллектуальные навыки.

Ребенок нуждается в защите

В первые годы жизни впечатления проникают в душу ребенка гораздо глубже, чем во взрослом возрасте. Ребенок в буквальном смысле «открыт» миру: у него еще нет «буфера» понимания, который используют взрослые для осмысления впечатлений, приходящих из внешнего мира, для «фильтрации» всего, что они видят и чувствуют. Каждое новое впечатление, каждый новый опыт проникает в ребенка настолько глубоко, что захватывает все его физическое тело. Отчасти именно поэтому специалисты считают три первых года самым уязвимым и самым важным периодом в жизни ребенка, сильно влияющим на его дальнейшее развитие и в значительной степени определяющим его физическое здоровье и психическое благополучие во всей последующей жизни. В эти три года ребенок во всем зависит от родителей, которые видят, что именно ему нужно, и, насколько это возможно, защищают его от нежелательных раздражителей и переживаний.

Подлинный опыт, «естественные» впечатления

Для здорового развития маленькому ребенку необходимы достаточно широкие возможности для получения подлинного жизненного опыта и «естественных» впечатлений. Под этим мы подразумеваем ситуации, в которых ребенок узнаёт что-то новое из непосредственного общения с окружающим миром и которые вносят полезный вклад в его развитие.

В первую очередь речь идет об ощущениях ребенка, получаемых через органы чувств – глаза, уши, нос, язык и кожу. «Естественные» впечатления – это запах леса, холод песка, ощущение шершавой поверхности камня в руке, вкус яблока, шум ветра, щебетание птицы или звуки песенки, которую напевает мать. Ребенок приобретает подлинный жизненный опыт, падая и снова поднимаясь; карабкаясь и взбираясь на что-нибудь; удерживая равновесие на велосипеде и строя башни из кубиков; ощущая голод, садясь за стол после долгой прогулки; промокнув и озябнув во время дождя, а потом согреваясь у огня, или заливаясь горючими слезами оттого, что не ему, а старшей сестренке разрешили достать из шкафа толстую книгу с красивыми картинками.

Если вы будете стараться обеспечить ребенку исключительно положительные впечатления, то помешаете развитию его социальных навыков. Кроме того, существует опасность того, что ребенок упустит возможность столкнуться с глубокими и яркими переживаниями, связанными со сложностями жизни, в которой приятные моменты сменяются не слишком приятными, и впоследствии может подсознательно слишком сильно привязываться к тому, что приносит исключительно положительные эмоции.

Помимо «естественных» впечатлений, укрепляющих здоровье ребенка, он неизбежно будет сталкиваться со значительным количеством «неестественных» впечатлений. Эти впечатления так же приходят через зрение, слух, осязание, вкус и обоняние: резкие «химические» запахи, механические звуки, привкус синтетических пищевых ароматизаторов. Маленький ребенок обычно видит гораздо больше, чем способен воспринять и переработать, «переварить»; он пробует на ощупь материалы, очень далекие от натуральных. Если в дополнение к таким «неестественным» впечатлениям ребенок будет получать достаточное количество «естественных», эти переживания станут надежным фундаментом для дальнейшего развития ребенка и залогом его крепкого здоровья.

Да здравствует воображение!

Воображение – богатый источник жизненных сил, который никогда не иссякнет, если у ребенка будет возможность (и место) играть вволю так, как его душе угодно. Если вы сами, повзрослев, сумели сохранить хоть толику этой детской фантазии, вам очень повезло. Воображение – бесценный ресурс, помогающий нам на протяжении всей жизни (в том числе, например, и в воспитании детей). Воображение помогает творчески подходить к решению сложных проблем в жизни и легче переживать трудные времена – например, если семейный бюджет трещит по швам или если вы сильно устаете на работе. Оно помогает в полной мере проявиться всему оригинальному и уникальному, что есть в каждом из нас. На наш взгляд, многие факторы современной жизни подавляют работу воображения, особенно в детском возрасте, и это препятствует полноценному развитию ребенка.

Воспитание детей на свой манер

Каждый ребенок, как и каждый родитель, абсолютно уникален, и потому не существует единой методики воспитания детей, которая могла бы подойти для каждого, и в любой сложной ситуации не существует единого стандартного решения.

Опасно полностью полагаться на чужие методы воспитания или мнение других людей на этот счет, ибо в этом случае вы игнорируете собственные чувства и отказываетесь от самостоятельного принятия решений; в результате вы обманываете и себя, и своего ребенка. Есть только один универсальный совет, который прекрасно впишется в любую методику воспитания: внимательно наблюдайте за происходящим. Следите за реакцией ребенка на ваши действия по отношению к нему. Присмотритесь к самим себе и прислушайтесь к собственным потребностям. Воспитание детей заставляет нас во многом полагаться на естественный ход вещей, и каждый родитель совершает и будет совершать ошибки. Для большинства родителей рождение ребенка становится прыжком в неведомое, и порой вам будет казаться, что вы понятия не имеете, что нужно делать.

Воспитание ребенка состоит не в том, чтобы стараться избегать ошибок, а в том, чтобы стараться делать то, что с вашей точки зрения является правильным, даже если вы не уверены в своей правоте. Каждого, кто добросовестно занимается воспитанием ребенка, постоянно раздирают внутренние противоречия: мы стараемся поступать правильно и в то же самое время сознаем, что обязательно будем совершать ошибки. Не предъявлять к себе невыполнимых требований и учиться на своих ошибках, заранее зная, что вы снова их совершите – особое искусство. В конце концов, каждому приходится учиться быть родителем.

Поведение и подражание

Для освоения любого навыка ребенку нужен живой пример. Новорожденные и дети младшего возраста открыты всему, что происходит вокруг, и они часто, не задумываясь, подражают увиденному, когда играют. Таким образом, пример, который вы как родители подаете ребенку, – основа его воспитания. Дети не только подражают тому, что вы делаете, но и замечают, как вы это делаете. Чем чаще вы выполняете ту или иную работу с искренним интересом, любовью и радостью, тем более позитивно такой пример будет влиять на ребенка. Для этого придется внимательно следить за собственным поведением и много тренироваться, потому что ни один человек не способен постоянно вести себя исключительно таким образом.

У каждого ребенка своя судьба

Дети из одной семьи зачастую оказываются очень разными. Воспитание и наследственность решают далеко не все: у каждого ребенка есть собственная индивидуальная «искорка», которая начинает проявляться уже в детстве. У каждого человека своя судьба; склонности, способности (или их отсутствие) и болезни человека являются ее неотъемлемой частью. Один ребенок может отличаться легким нравом, общительностью и неиссякаемым оптимизмом, в то время как другой растет болезненным, замкнутым и часто чувствует себя не в своей тарелке. Один ребенок благодаря своему характеру легко находит общий язык с другими людьми, а при общении со вторым вам постоянно будет казаться, что вы словно натыкаетесь на каменную стену, и вы снова и снова будете чувствовать, будто неправильно реагируете на его слова и поступки. Успокоиться и смириться с действительностью (особенно в трудные моменты) вам поможет сознание того, что дело тут отчасти в особой судьбе самого ребенка. Любовь, забота и правильное воспитание не помогут предотвратить все проблемы, с которыми столкнется ребенок в своей жизни; причина возникновения у ребенка некоторых проблем вовсе не обязательно кроется в плохом воспитании или уходе.

2. Развитие ребенка в возрасте от одного года до четырех лет

Маленький ребенок развивается в соответствии с определенными законами природы. Каждый малыш уникален, и потому сроки прохождения различных этапов развития и даже их порядок могут в разных случаях значительно отличаться.

Ключевое слово, характеризующее развитие ребенка младшего возраста – движение. В первую очередь именно через движение малыш познает себя и окружающий мир. Он узнаёт, что такое «здесь» и «там», «впереди» и «позади», «над» и «под», и таким образом начинает определять собственное положение в пространстве. В движении он знакомится с такими понятиями, как «тяжелый» и «легкий», «мягкий» и «твердый». Совершая определенные действия, ребенок видит, что у каждого его поступка есть последствия, и таким образом приходит к пониманию причинно-следственных связей.

Весь этот опыт поможет ребенку развить три важных навыка: умение ходить, речь и мышление. Эти навыки он начинает осваивать еще в младенчестве и продолжает совершенствовать в первые годы жизни. В некоторой степени все они развиваются одновременно, и в некоторой степени – один за другим в перечисленном выше порядке.

Люди, окружающие маленького ребенка в первые годы жизни, играют очень важную роль в его развитии прежде всего потому, что подают ему пример, или, вернее, потому, что они являются примером для ребенка. В том числе благодаря такому примеру малыш в первый год жизни учится переворачиваться, брать в руки предметы, ползать, сидеть и стоять. Кроме примера для подражания ребенку необходимы возможности и определенные трудности, препятствия и «вызовы», чтобы он мог совершенствовать навыки движения – бегать, лазать, кататься на велосипеде, бросать и ловить предметы. Если такие препятствия будут достаточно разнообразными, а их преодоление будет увлекать ребенка, он сможет в совершенстве освоить все необходимые навыки, связанные с движением, в первые годы жизни.

Чтобы наш рассказ был более систематичным, мы будем обсуждать развитие ребенка в нескольких последовательных главах, хотя в первые годы жизни все аспекты развития малыша тесно взаимосвязаны, и провести четкую границу между психическим и физическим развитием ребенка невозможно. Помимо развития двигательных навыков, речи и когнитивного развития[1] 1

Развитие различных мыслительных процессов – восприятия, памяти, формирования понятий, решения задач, воображения и логики. Теория когнитивного развития была подробно разработана швейцарским психологом Жаном Пиаже в первой половине XX века. – Прим. ред.

[Закрыть] мы обсудим социальное и эмоциональное развитие, а также развитие у ребенка собственной воли. Обсуждая развитие большинства навыков, мы будем указывать средний возраст, в котором обычно происходят те или иные изменения в развитии ребенка. Если ребенок не вписывается в эту статистику и, например, очень поздно начинает ходить, вероятно, он просто не спешит этому учиться, и вы должны дать ему необходимое для этого время. Он обязательно научится, когда будет к этому готов. В то же время, такая задержка может быть признаком нарушения здорового развития, и в этом случае своевременное вмешательство играет крайне важную роль. Именно поэтому дети должны проходить регулярные осмотры у врача.

Очень важно внимательно следить за развитием ребенка и за тем, укладывается ли оно в статистические нормы, но гораздо более интересно наблюдать за тем, как именно ребенок проходит через разные этапы развития, и как в процессе этого развития раскрывается его уникальная индивидуальность. Один ребенок, долгое время не решавшийся самостоятельно подниматься на ноги, в сравнительно позднем возрасте может однажды просто встать и пойти, а другой, напротив, начинает пытаться ходить очень рано и в полной мере осваивает этот навык лишь после бесконечного количества падений.

Физическое развитие

Физическое развитие ребенка легко отслеживать по изменениям пропорций его тела. У годовалого малыша пропорции тела все еще близки к младенческим, даже если он уже умеет стоять и ходить: довольно крупная (по сравнению с остальным телом) голова, высота которой составляет примерно четверть от общего роста ребенка, верхняя часть туловища все еще достаточно тяжелая и «перевешивает» нижнюю – приводит к тому, что при ходьбе ребенка качает из стороны в сторону. В этом возрасте у малыша пока нет выраженной шеи; крупная голова визуально кажется сидящей непосредственно на туловище. Тело имеет мягкие округлые формы; на пухленьких ручках хорошо заметны складочки кожи вокруг запястий. Перемены начинаются в восемнадцать месяцев. Пропорции тела постепенно меняются, так как голова растет медленнее по сравнению с туловищем.

Пропорции тела, характерные для ребенка младшего возраста, формируются в возрасте около двух с половиной лет и сохраняются примерно до пяти лет. Теперь голова составляет около одной пятой от общей длины тела; шея становится более выраженной, поэтому голова визуально отделяется от остального тела. Туловище значительно вытягивается, хотя ноги обычно сильно не растут. В этом возрасте у малыша выдается вперед круглая грудь и живот, а талии у него пока нет.

С пятого года жизни в рост уходят ноги и стопы. Примерно до пяти лет стопы у детей плоские и несформировавшиеся. Ноги выпрямляются только к пятому году, и легкие отклонения в общей форме считаются нормой. В полтора года у многих малышей ноги «колесом», а до трех лет стопы могут немного «косолапить».

Дети сильно сосредоточены на телесном: им нужен постоянный физический контакт, и они проявляют огромное любопытство, изучая собственное тело. Эту детскую потребность можно удовлетворить, часто обнимая ребенка и давая ему возможность изучать свое тело от макушки до пят (например, в ванне). Подробнее эти вопросы обсуждаются в главе, посвященной здоровому половому развитию (см. стр. 109). Тем не менее, ребенок лучше всего познаёт собственное тело, пользуясь им.

Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО "ЛитРес" (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

Похожие книги

2. Текст должен быть уникальным. Проверять можно приложением или в онлайн сервисах.

Уникальность должна быть от 85% и выше.

3. В тексте не должно быть нецензурной лексики и грамматических ошибок.

4. Оставлять более трех комментариев подряд к одной и той же книге запрещается.

5. Комментарии нужно оставлять на странице книги в форме для комментариев (для этого нужно будет зарегистрироваться на сайте SV Kament или войти с помощью одного из своих профилей в соц. сетях).

2. Оплата производится на кошельки Webmoney, Яндекс.Деньги, счет мобильного телефона.

3. Подсчет количества Ваших комментариев производится нашими администраторами (вы сообщаете нам ваш ник или имя, под которым публикуете комментарии).

2. Постоянные и активные комментаторы будут поощряться дополнительными выплатами.

3. Общение по всем возникающим вопросам, заказ выплат и подсчет кол-ва ваших комментариев будет происходить в нашей VK группе iknigi_net

Источник:

iknigi.net

Ребёнок От Одного Года До Четырех Лет. Практическое Руководство По Уходу И Воспитанию в городе Брянск

В представленном интернет каталоге вы всегда сможете найти Ребёнок От Одного Года До Четырех Лет. Практическое Руководство По Уходу И Воспитанию по разумной стоимости, сравнить цены, а также найти прочие предложения в группе товаров Дом, семья, быт. Ознакомиться с параметрами, ценами и рецензиями товара. Доставка выполняется в любой населённый пункт России, например: Брянск, Тула, Барнаул.