Книжный каталог

Фромм, Эрих Иметь Или Быть?

Перейти в магазин

Сравнить цены

Описание

В своей книге Эрих Фромм ищет ответ на вопрос что важнее: обладание предметами материальной культуры или осмысленное бытие, когда человек осознает и наслаждается каждым мигом быстротекущей жизни? Автор очень ясно и подробно исследует причины формирования отношений по принципу Ты мне – я тебе и наглядно демонстрирует, к чему это приводит.

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
Эрих Фромм Иметь или быть? Эрих Фромм Иметь или быть? 229 р. litres.ru В магазин >>
Фромм, Эрих Иметь или быть? Фромм, Эрих Иметь или быть? 191 р. bookvoed.ru В магазин >>
Фромм, Эрих Иметь или быть? Фромм, Эрих Иметь или быть? 364 р. bookvoed.ru В магазин >>
Эрих Фромм Иметь или быть? Эрих Фромм Иметь или быть? 151 р. ozon.ru В магазин >>
Эрих Фромм Искусство быть (сборник) Эрих Фромм Искусство быть (сборник) 229 р. litres.ru В магазин >>
Фромм Э. Иметь или быть? Фромм Э. Иметь или быть? 152 р. book24.ru В магазин >>
Фромм Э. Иметь или быть Фромм Э. Иметь или быть 178 р. chitai-gorod.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

Эрих Фромм

Geum.ru Содержание

См. также другие издания:

Оглавление

Крах больших надежд и новые альтернативы

Понимание различия между обладанием и бытием

Первый взгляд на проблему

Обладание и бытие в повседневной жизни

Принципы обладания и бытия в Ветхом и Новом заветах и в сочинениях Мейстера Экхарта

Анализ фундаментальных различий между двумя способами существования

Модус обладания – что это такое?

Что такое модус бытия?

Другие аспекты обладания и бытия

Новый человек и Новое общество

Религия, характер, общество

Условия изменения человека и черты нового человека

Черты нового общества

Предисловие

В этой книге я вновь раскрываю две главные темы, рассматриваемые мной в предыдущих работах. Я, во-первых, продолжаю исследования в области радикально-гуманистического психоанализа, обращая особое внимание на анализ эгоизма и альтруизма – двух основных ориентации характера. В третьей части книги, я продолжаю развивать тему, которая была затронута в книгах "Здоровое общество" и "Революция надежды", а именно: кризис современного общества и возможные пути его преодоления. Конечно, вполне вероятно, что я буду повторять некоторые высказанные ранее мысли, однако, как мне кажется, новая точка зрения, положенная в основу этой работы, а также то, что я расширил в ней рамки своих прежних концепций, послужат компенсацией даже для тех, кто знаком с моими предыдущими работами.

Нью-Йорк, июнь 1976

о том, что они должны делать,

сколько о том, каковы они суть.

чем меньше ты проявляешь свою жизнь,

тем больше твое имущество,

тем больше твоя отчужденная жизнь.

Крах больших надежд и новые альтернативы

Конец одной иллюзии

С самого начала индустриального века надежду и веру поколений питали Великие Обещания Безграничного Прогресса – предчувствия материального изобилия, личной свободы, господства над природой, т.е. наибольшего счастья для наибольшего числа людей. Известно, что наша цивилизация началась, когда человек научился в достаточной степени управлять природой, но до начала века индустриализации это управление было ограниченным. Промышленный прогресс, в процессе которого произошла замена энергии животного и человека сначала механической, а затем ядерной энергией и замена человеческого разума электронной машиной, побудил нас думать, что мы находимся на пути к неограниченному производству и, следовательно, к неограниченному потреблению, что техника может сделать нас всемогущими, а наука – всезнающими. Мы думали, что можем стать высшими существами, которые могут создать, используя природу в качестве строительного материала, новый мир.

Почему не оправдались Большие Надежды

Даже не учитывая свойственных индустриализму экономических противоречий, можно сделать вывод, что крах Больших Надежд предопределен самой индустриальной системой, главным образом двумя ее основными психологическими установками: 1) целью жизни является счастье, максимальное наслаждение, т.е. удовлетворение любого желания или субъективной потребности личности (радикальный гедонизм); 2) эгоизм, алчность и себялюбие (чтобы данная система могла нормально функционировать) ведут к миру и гармонии.

Экономическая необходимость изменения человека

Согласно рассмотренному выше аргументу черты характера человека, порожденного нашей социоэкономической системой, т.е. нашим образом жизни, патогенны и в результате формируют больную личность, а следовательно, и больное общество. Существует, однако, и другое мнение. Оно выдвигается с совершенно новой точки зрения и свидетельствует о необходимости глубоких психологических изменений в человеке в целях избежания экономической и экологической катастроф. В подготовленных по поручению Римского клуба двух докладах (первый – Д.Медоусом и др., второй – М.Месаровичем и Э.Пестелем) рассматриваются мировые технологические, экономические и демографические тенденции. М.Месарович и Э.Пестель приходят к выводу, что "избежать крупной, а в конечном счете глобальной, катастрофы" можно только с помощью глобальных экономических и технологических изменений, проведенных по определенному генеральному плану. В качестве доказательства этого тезиса ими приводятся данные, основанные на самом обширном и систематическом исследовании, которое когда-либо проводилось в этой области. (Доклад этих ученых имеет определенные методологические преимущества по сравнению с более ранними исследованиями Д.Медоуса, который, однако, в качестве альтернативы катастрофе предлагает еще более кардинальные экономические преобразования.) Как полагают М.Месарович и Э.Пестель, необходимые экономические изменения возможны только в том случае, "если в ценностях и установках человека (или, как я бы сказал, в ориентации человеческого характера) произойдут фундаментальные изменения, что приведет к возникновению новой этики и нового отношения к природе" (курсив мой – Э.Ф.). Их выводы подтверждаются мнениями других специалистов, высказанными до и после их доклада.

Существует ли какая-либо альтернатива катастрофе?

Все упомянутые выше данные были опубликованы и хорошо известны. Возникает вопрос: неужели не предпринимается никаких серьезных усилий для избежания того, что очень похоже на окончательный приговор судьбы? В то время как в личной жизни только безумный человек может оставаться пассивным перед угрожающей его жизни опасностью, те, кто облечены государственной властью, практически не предпринимают ничего для предотвращения этой опасности, а те, кто вверили им свои жизни, позволяют им бездействовать.

Источник:

geum.ru

ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ: Эрих Фромм

ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ

Ответственный редактор серии д-р филос. н., проф. П. С. Гуревич

Составитель, автор предисловия д-р филос. н., проф. П. С. Гуревич

Перевод с английского

Войскунской Н., Каменкович И., Комаровой Е., Рудневой Е., Сидоровой В., Фединой Е., Хорькова М.

Художник Ю. Д. Федичкин

Ф 91 Величие и ограниченность теории Фрейда. -М.: 000 "Фирма "Издательство ACT", 2000. - 448 с. - (Классики зарубежной психологии).

Основоположник неофрейдизма Э.Фромм рассказывает в работах, собранных в этой книге, о том, как преображается внутренний мир человека.

Пациент приходит к врачу и вместе они блуждают по закоулкам памяти, в глубинах бессознательного, чтобы обнаружить спрятанные тайны. Все существо человека проходит через потрясение, через катарсис. Стоит ли заставлять пациента переживать заново жизненные катаклизмы, детские боли, завязи мучительных впечатлений? Ученый развивает концепцию о двух полярных модусах человеческого существования - обладании и бытии.

Книга предназначена для широкого круга читателей.

© 1980 by The Estate of Erich Fromm

© ООО "Фирма "Издательство ACT", 1998

2-е издание: Москва, Прогресс, 1990. Под ред В.И.Добренькова. АСТ - это уже, видимо, третье издание.

Источник:

krotov.info

Эрих Фромм Иметь или быть (1976): рассуждения о бытие и обладание в индустриальном обществе

Фромм, Эрих Иметь или быть?

На фоне все более обостряющихся социальных противоречий капитализма и усиливающихся процессов дегуманизации личности на Западе возникают и получают значительное распространение различные абстрактно-гуманистические социальные концепции, авторы которых, осознавая глубокий кризис современной капиталистической системы, пытаются найти какой-то выход из него. Яркой, колоритной фигурой, с наибольшей полнотой выразившей противоречивость, ограниченность, иллюзии и заблуждения современного буржуазного критического и социально-утопического мышления является американский философ, социолог, психолог и психоаналитик Эрих Фромм (1900-1980).

Эрих Фромм родился в Германии в 1900 г. Получив философское образование в Гейдельбергском университете, Фромм увлекается фрейдовским учением и избирает карьеру психоаналитика. Наряду с психоаналитической практикой, которую он начинает активно вести с 1925 г., значительную часть своего времени он посвящает теоретическим исследованиям в области социальной психологии. Первоначально Фромм был строгим последователем и приверженцем ортодоксальной теории З. Фрейда, но постепенно под влиянием философии Л. Фейербаха и К. Маркса он критически переоценивает фрейдистскую точку зрения на природу бессознательных влечений и роль социальных факторов в становлении человеческой личности.

После прихода к власти в Германии Гитлера Фромм в 1933г. эмигрирует в США, где окончательно складывается его неофрейдистская социальная философия.

Последняя его работа "Иметь или быть"(1976) как бы подводит итог многолетнему изучению дегуманизирующего влияния культивируемого буржуазным обществом способа человеческого существования. Антигуманность общества потребления, манипулирование человеческим сознанием, умышленное насаждение потребительства в угоду капиталистической социально-экономической системе, нацеленной на извлечение максимальной прибыли, подвергаются Э. Фроммом резкой критике.

С началом промышленного прогресса, замены энергии животного и человека механической, а затем ядерной энергией до замены человеческого разума электронной машиной мы почувствовали, что находимся на пути к неограниченному производству, а, следовательно, к неограниченному протреблению; что техника сделала нас всемогущими, а наука - всезнающими. Мы были на пути к тому, чтобы стать богами, высшим существами, способными создать второй мир, используя мир природы лишь в качестве строительного материала для своего нового творения. Триединство неограниченного производства, абсолютной свободы и безбрежного счастья составило ядро новой религии - Прогресса, и новый Земной Град Прогресса должен был заменить Град Божий.

Но эти Большие Надежды терпят крах. Ибо индустриальный век не сумел выполнить свои Великие Обещания, и все большее число людей начинают осознавать что:

- Неограниченное удовлетворение всех желаний не способствует благоденствию, оно не может быть путем к счастью или даже получению максимума удовольствия.

- Мечте о том, чтобы быть независимыми хозяевами собственных жизней, пришел конец, когда мы начали сознавать, что стали винтиками бюрократической машины и нашими мыслями, чувствами и вкусами манипулируют правительство, индустрия и находящиеся под их контролем средства массовой информации.

- Экономический прогресс коснулся лишь ограниченного числа богатых наций, пропасть между богатыми и бедными нациями все более и более увеличивается.

- Сам технический прогресс создал опасность для окружающей Среды и угрозу ядерной войны. каждая из которых в отдельности - или обе вместе - способны уничтожить всю цивилизацию и, возможно, вообще жизнь на Земле.

Приехав в Осло для получения Нобелевской премии мира за 1952 год, Альберт Швейцер призвал мир "отважиться взглянуть в лицо сложившемуся положению. Человек превратился в сверхчеловека. Но сверхчеловек, наделенный сверхчеловеческой силой, еще не поднялся до уровня сверхчеловеческого разума. Чем больше растет его мощь, тем беднее он становится. Наша совесть должна пробудиться от сознания того, что чем больше мы превращаемся в сверхлюдей, тем бесчеловечнее мы становимся".

Почему же Большие Надежды потерпели крах. Крах Больших Надежд предопределен самой индустриальной системой, двумя ее основными психологическими посылками:

1) что целью жизни является счастье, то есть максимальное наслаждение, определяемое как удовлетворение любого желания или субъективной потребности личности (радикальный гедонизм);

2) что эгоизм, себялюбие и алчность - которые с необходимостью порождает данная система, чтобы нормально функционировать, - ведут к гармонии и миру.

После окончания первой мировой войны произошел возврат к теории и практике радикального гедонизма. Идея неограниченных наслаждений вступает в противоречие с идеалом дисциплинированного труда, аналогично противоречию между принятием этики одержимости работой и идеалом полного безделья в свободное от работы время и во время отпуска. Одна лишь одержимость работой свела бы людей с ума, как и полное безделье. Сочетание же их друг с другом вполне позволяет жить. Теоретический анализ показывает, что радикальный гедонизм не может привести к счастью.

Вторая психологическая посылка индустриального века, а именно что индивидуальные эгоистические устремления ведут к миру и гармонии, а также росту благосостояния каждого, столь же ошибочна с теоретической точки зрения, и ее несостоятельность опять-таки подтверждают набдюдаемые факты.

Если я эгоист, то это проявляется не только в моем повелении, но и в моем характере. Быть эгоистом - значит, что я хочу всего для себя; что мне доставляет удовольствие владеть самому, а не делиться с другими; что я должен стать жадным, потому что, если моей целью является обладание, то я тем больше значу, чем больше имею; что я должен испытывать антагонизм по отношению ко всем другим людям: к своим покупателям, которых хочу обмануть, к своим конкурентам, которых хочу разорить, к своим рабочим, которых хочу эксплуатировать. Я никогда не могу быть удовлетворенным, так как моим желаниям нет конца; я должен завидовать тем, кто имеет больше, и бояться тех, кто имеет меньше. Но я вынужден подавлять эти чувства, чтобы изображать из себя (перед другими, как и перед самим собой) улыбающееся, разумное, искреннее и доброе человеческое существо, каким старается казаться каждый.

Жажда обладания неизбежно ведет к нескончаемой классовой борьбе. Алчность и мир исключают друг друга.

Месарович и Пестель приходят к выводу, что только коренные экономические и технологические изменения в глобальном масштабе в соответствии с определенным генеральным планом могут помочь "избежать крупной, а в конечном счете глобальной, катастрофы". Они далее делают вывод о том, что такие экономические изменения возможны только в том случае, "если в ценностях и установках человека произойдут фундаментальные изменения, что приведет к возникновению новой этики и нового отношения к природе". Новое общество возможно только в том случае, если в процессе его становления будет формироваться также новый человек или, иными словами, если в структуре характера современного человека произойдут фундаментальные изменения.

Существует ли какая-либо альтернатива глобальной катастрофе? Каким образом стало возможным, что самый сильный из всех инстинктов - инстинкт самосохранения, - казалось бы, перестал побуждать нас к действию? Наши лидеры предпринимают многочисленные действия, дающие им возможность делать вид, что они принимают эффективные меры для предотвращения катастрофы: бесконечные конференции, резолюции, переговоры о разоружении создают впечатление, будто они понимают стоящие перед человечеством проблемы и стараются как-то их разрешить. В действительности же никаких серьезных изменений не происходит.

Другим объяснением может быть то, что эгоизм, порождаемый системой, заставляет ее лидеров ставить личный успех выше человеческого долга. Никого больше не шокирует то, что ведущие политические деятели и представители деловых кругов принимают решения, которые служат их личной выгоде, но вредны и опасны для общества.

Еще одним объяснением такого притупления инстинкта самосохранения может быть то, что необходимые изменения в образе жизни людей должны быть настолько радикальными, что люди предпочитают жить под угрозой будущей катастрофы, нежели приносить сегодня те жертвы, которых потребовали бы эти изменения.

Помимо этих объяснений фатальной пассивности человека в вопросах жизни и смерти, существует и другое, которое, собственно, и является одной из причин, побудившей Фромма написать книгу "Иметь или быть". Это мнение, согласно которому мы в настоящее время не располагаем никакими альтернативами моделям корпоративного капитализма, социал-демократического или советского социализма или технократического фашизма с улыбающимся лицом. В самом деле, пока проблемы социальной реконструкции не станут, хотя бы отчасти, предметом столь же глубокого интереса со стороны лучших умов современности, какой ныне вызывают наука и техника, одного воображения будет недостаточно, чтобы представить себе какие-либо новые и реалистические альтернативы.

Главной же темой книги "Иметь или быть" является анализ двух основных способов существования: ОБЛАДАНИЯ и БЫТИЯ.

Что же такое обладание и бытие?

На первый взгляд альтернатива обладание или бытие противоречит здравому смыслу. Обладание представляется нормальной функцией нашей жизни: чтобы жить, мы должны обладать вещами, чтобы получать от них удовольствие. При таком положении вещей кажется, что сущность бытия именно в обладании, что человек - ничто, если он ничего не имеет.

Эмпирические антропологические и психоаналитические данные свидетельствуют о том, что обладание и бытие являются двумя основными способами существования человека, преобладание одного из которых определяет различия в индивидуальных характерах людей и типах социального характера.

Чтобы лучше пояснить различие между этими двумя способами существования - обладанием и бытием, - можно сначала проиллюстрировать его на примере двух близких по содержанию стихотворений. Одно из них - хокку японского поэта 17 века Басе, другое принадлежит перу английского поэта 19 века - Теннисона. Оба поэта описали сходные переживания: свою реакцию на цветок, увиденный во время прогулки.

В стихотворении Теннисона говорится:

Возросший средь руин цветок, Тебя из трещин древних извлекаю, Ты предо мною весь - вот корень, стебелек, Здесь, на моей ладони. Ты мал, цветок, но если бы я понял, Что есть твой корень, стебелек, И в чем вся суть твоя, цветок, Тогда и бога суть и человека суть познал бы. Трехстишие Басе звучит так: Внимательно вглядись! Цветы пастушьей сумки Увидишь под плетнем!

Первое желание Теннисона - обладать цветком. Он срывает его целиком, с корнем.

Отношение Басе к цветку совершенно иное. У поэта не возникает желания сорвать его; он даже не дотрагивается до цветка.

Теннисону, как представляется, необходимо обладать цветком. чтобы постичь природу и людей, и в результате этого обладания цветок погибает. Басе же хочет просто созерцать, причем не только смотреть на цветок, но стать с ним единым целым - и оставить его жить.

Под бытием Фромм понимает такой способ существования, при котором человек и не имеет ничего, и не жаждет иметь что-либо, но счастлив, продуктивно использует свои способности, пребывает в единении со всем миром.

Ориентация на обладание - характерная особенность западного индустриального общества, в котором главный смысл жизни состоит в погоне за деньгами, славой, властью.

Современный стиль речи также свидетельствует об этом. Когда я говорю y меня есть проблема вместо я обеспокоен , субъективный опыт как бы исключается: я как субъект переживания заменяется на слово обладания. Я преобразовал свое чувство в некий объект, которым я владею, а именно в проблему.

Приведем еще один пример: У меня огромная любовь к вам бессмысленно. Любовь - это не вещь, которой можно обладать, а процесс, некая внутренняя деятельность, субъектом которой является сам человек. Я могу любить, могу быть влюблен, но любя, я ничем не обладаю.

Можно сделать следующие выводы:

1. Под обладанием и бытием Фромм понимает не некие отдельные качества субъекта, примером которых могут быть такие утверждения, как "y меня есть автомобиль" или "я белый" или "я счастлив" , а два основных способа существования, два разных вида самоориентации и ориентации в мире, две различные структуры характера, преобладание одной из которых определяет все, что человек думает, чувствует и делает.

2. При существовании по принципу обладания мое отношение к миру выражается в стремлении сделать его объектом владения и обладания, в стремлении превратить все и всех, в том числе и самого себя, в свою собственность.

3. Что касается бытия как способа существования, то следует различать две его формы. Одна из них является противоположностью обладания и означает жизнелюбие и подлинную причастность к миру. Другая форма бытия - это противоположность видимости, она относится к истинной природе, истинной реальности личности или вещи в отличие от обманчивой видимости.

Следует упомянуть еще об одном проявлении обладания, а именно инкорпорировании. Инкорпорирование какой-либо вещи, которое человек осуществляет, например, съев или выпив ее, представляет собой архаичную форму владения этой вещью. На определенной ступени своего развития ребенок стремится засунуть в рот любую вещь, которую ему хочется иметь. Это чисто детская форма обладания, характерная для периода, когда физическое развитие ребенка еще не позволяет ему осуществлять другие формы контроля над собственностью. Такую же связь между инкорпорированием и владением можно обнаружить во многих разновидностях каннибализма. Например, съедая человеческое существо, каннибал верил в то, что он обретает таким образом его силы (поэтому каннибализм можно рассматривать как своеобразный магический эквивалент приобретения рабов); он верил, что, съев сердце храбреца, обретает его мужество, а съев тотемное животное, обретет божественную сущность, символом которой является это животное.

Существует много других форм инкорпорирования, не связанных с физиологическими потребностями, а значит, ни с какими ограничениями. Суть установки, присущей потребительству, состоит в стремлении поглотить весь мир. Потребитель - это вечный младенец, требующий соски.

Потребление - это одна из форм обладания, и возможно, в современных развитых индустриальных обществах наиболее важная. Современные потребители могут определять себя с помощью следующей формулы: я есть то, чем я обладаю и что я потребляю.

Источник:

www.e-psy.ru

Эссе по книге Эриха Фромма «Иметь или быть»

Эссе по книге Эриха Фромма «Иметь или быть»

Эрих Фромм (1900 - 1980) - немецко-американский философ, психолог и социолог, основоположник неофрейдизма.

Позиция Фромма в области социальной психологии сводится к утверждению того, что современное общество, как, впрочем, и любое общество в любое время, не оказывает положительного воздействия на развитие человеческой личности, а влияет на нее только деструктивно. Из этого положения вытекает необходимость "оздоровления" общества.

Э.Фромм выдвинул проект создания, в частности в США, гармонического, "здорового" общества на основе психоаналитической "социальной и индивидуальной терапии".

Свою концепцию он называет "гуманистическим психоанализом". На протяжении долгой творческой жизни Э.Фромм занимался разными аспектами этой проблемы, что нашло отражение во многих его трудах: от первой книги исследователя "Бегство от свободы" (1941) до последней "Иметь или быть?" (1976).

В предисловии к своей книге Фромм писал, что она посвящена двум главным темам - во-первых, исследования в области радикально-гуманистического психоанализа, с усилением внимания к анализу эгоизма и альтруизма как двух основных ориентаций характера. В конце книги, а именно в третьей части, получила дальнейшее развитие друга важная тема: кризис современного общества и возможности его преодоления.

Книга "Иметь или быть" - своеобразный итог многолетних размышлений философа о смысле человеческой жизни, о взаимном влиянии психологических и социальных факторов на личность.

Так например, книге имеется глава “Религия, характер и общество”.

Фромм трактует религию предельно широко - как любую разделяемую группой систему мышления и действия, позволяющую индивиду вести осмысленное существование и дающую объект для преданного служения. С этой точки зрения нет такого человека, у которого не было бы религиозной потребности, поскольку она означает потребность в системе ориентации и объекте для служения.

Вопрос, с точки зрения Фромма, заключается не в том, чтобы принять или отвергнуть религию, но единственно лишь в выборе определенного рода религии: религии, способствующей человеческому развитию, раскрытию присущих человеку сил, или религии, которая эти силы парализует.

Фромм подвергает критике традиционные авторитарные религии, предлагая взамен “гуманистическую религию”, в центре которой стоит человек.

Для Фромма важен социопсихологический подход к религии, признание того, что существует корреляция между социальной структурой и видами религиозного опыта. С точки зрения психоанализа одна и та же человеческая религия может скрываться за различными религиями, и наоборот, противоположные человеческие установки могут лежать в основании одной и той же религии.

Он говорит о новом виде язычества, который развился вместе с гуманизмом и в настоящее время грозит человечеству уничтожением. Это новая тайная религия, "индустриальная религия". В ней священны труд, собственность, прибыль, власть. Портрет человека с рыночным характером - человек, не интересующийся вопросами цели и смысле своей жизни, не умеющий ни любить, ни ненавидеть, его эмоции атрофированы, он абсолютно безразличен ко всему, даже к собственной жизни. Это человек "потребляющий" и "потребляемый", функционирующий, но не живущий. Человек с рыночным характером исповедует "кибернетическую религию", которую, по словам Фромма, очень трудно описать.

В центре социально-философской теории Э.Фромма находится человек и его насущные потребности. Следует, по мысли ученого, различать потребности нормальные, здоровые, активные и потребности патологические, искусственные. Первые ориентированы на бытие (в особом значении, которое придает этому понятию автор), а вторые - на обладание.

Э.Фромм утверждает в своем исследовании, что «различие между бытием и обладанием, так же как различие между любовью к жизни и любовью к смерти, представляет собой коренную проблему человеческого существования».

Первые две части работы посвящены анализу этой проблемы. Автор считает бытие и обладание не качествами субъектов, а двумя основными способами существования, двумя разными видами ориентации в мире, двумя различными структурами характера.

Принцип обладания заключается в стремлении сделать окружающий мир объектом владения, в стремлении превратить мир в свою собственность.

Принцип бытия по Фромму – есть противоположность обладанию, то есть жизнелюбие и причастность миру, и противоположность видимости, то есть то, что проявляет истинную природу человека, его реальность.

Анализ лирических стихотворений поэтов разных времен: японского автора XYII века Басё и англичанина Теннисона - XIX в. - ярко демонстрирует разницу между восточным принципом созерцания (любоваться цветком, не срывая его, не присваивая себе) и западным принципом присвоения (сорвать и познать). Первое соответствует бытию, второе - обладанию. Различия этих двух способов существования показаны авторам на примерах обыденных жизненных ситуаций: в процессе обучения, общения, чтения и др.

Наиболее ярко видны различия этих принципов в любви - важнейшем способе реализации человеческой личности. Собственно, отмечает Фромм, настоящая любовь может проявляться только в принципе бытия, потому что это продуктивная деятельность, которая проявляется в интересе, заботе, душевном отклике (и добавим: в жертве), обновляет и обогащает человека. Любовь же по принципу обладания только подавляет жизнь и уничтожает ее.

Естественным продолжением фроммовской критики современного ему западного общества становится позитивная программа, которую он выдвигает в заключение своей книги.

Автор утверждает, что возможно, и возможно именно благодаря осознанию причин страданий человека. В книге приведено подробное описание структуры характера нового Человека, включающие, например, такие пункты: - Ощущение себя на своем месте; Радость, получаемая от служения людям, а не от стяжательства и эксплуатации; Жизнь без идолопоклонства и без иллюзий; Стремление не обманывать других и т.п.

Главное условие реализации этой глобальной программы - новая мотивация: не извлечение прибыли и завоевание власти, а желание быть, отдавать и понимать, превращение рыночного характера в продуктивный.

В сущности, конечно, нельзя возразить против гуманистических положений Фромма, но, хотя автор и относит себя к "деятельным утопистам" (с.179), кажется, что его выводы - тоже утопия.

Тем не менее последняя работа философа представляет собой яркое, интересное и глубокое исследование одной из важнейших проблем нашей жизни - выяснение цели и смысла человеческого существования. Критика современных социальных отношений и современного образа жизни, ориентированного на приобретение и обладание, как мне кажется, самое важное достоинство последнего труда Э. Фромма.

Человек, отмечает Фромм, это единственное животное, для которого собственное

существование является проблемой: он ее должен решить и от нее никуда не

Здесь возникает следующая проблема фроммовской философской антропологии. Это

вопрос о модусах человеческого существования. Философ формулирует известную

дихотомию ”Иметь или Быть”. Экзистенциальное противоречие позволяет человеку

думать о собственном самоосуществлении. Но оно подсказывает и иной выход –

Иметь, то есть заглушить коллизию человеческого бытия, обратится к

Обладание представляется нормальной функцией нашей жизни: чтобы жить, мы

должны обладать вещами. Более того, мы должны обладать вещами, чтобы получать

от них удовольствие. Да и как может возникнуть другая альтернатива в

обществе, высшей целью которого является иметь и иметь как можно больше и в

котором один человек может сказать о другом: "Он стоит миллион долларов"? При

таком понимании, напротив, кажется, что сущность бытия заключается именно в

обладании, что человек ничто, если он ничего не имеет ( работа "Иметь или

Быть?" ). Фромм полагает, что за душу человека борются два принципа принцип

обладания и принцип бытия. Человек должен быть самим собой, развивать

присущие ему качества, а не стремиться к стяжательству, к непомерным

вожделениям. Тенденция Иметь в конечном счете черпает силу в биологическом

факторе, в стремлении к самосохранению. Вторая тенденция Быть значит

отдавать, жертвовать собой обретает силу в специфических условиях

человеческого существования. Эти рассуждения Фромма приобретают сегодня

особую значимость и актуальность.

Фромм постулирует вечность экзистенциального поиска. Так, в философском

наследии ученого возникает множество бытийственных человеческих проблем

любовь, свобода, власть, смерть. Содержанием человеческой истории, по Фромму,

является стремление людей обрести самих себя, реализовать те потребности,

которые порождены распадением прежних, изначально целостных связей. Однако

конкретно сложившееся общество, та или иная форма социального обще жития

мешает полному воплощению человеческих потенций. На протяжении длительной

истории человечества разум, воля, эмоции людей не получали и не могли

получить адекватного самовыявления. Общество не содействовало реализации

глубинных потребностей, а, напротив, стесняло их или направляло в ложное

Но каковы эти глубинные человеческие потребности, описанные в работах Фромма?

Это потребность человека в общении, в межиндивидуальных узах, в творчестве

как в одной из наиболее значимых интенций человека, в ощущении глубоких

корней, гарантирующих прочность и безопасность бытия, стремление к

уподоблению, к познанию, освоению бытия.

4. Современная западная философия: словарь / сост. Малахов В.С., Филатов В.П.

3. Критическая статья д-ра фил. наук П.С. Гуревича в книге Э. Фромма "Бегство

Источник:

infopedia.su

Фромм, Эрих Иметь Или Быть? в городе Липецк

В нашем каталоге вы всегда сможете найти Фромм, Эрих Иметь Или Быть? по разумной цене, сравнить цены, а также найти другие книги в категории Наука и образование. Ознакомиться с характеристиками, ценами и рецензиями товара. Доставка может производится в любой город РФ, например: Липецк, Иваново, Волгоград.