Книжный каталог

С. Б. Дондоков Недобросовестное Поведение Вузов В Образовательных Отношениях

Перейти в магазин

Сравнить цены

Описание

В статье рассматриваются причины недобросовестного поведения вузов в образовательных отношениях, связанные с особенностями управления информацией о качестве и иных условиях реализации образовательного процесса. Также анализируются различные меры противодействия этому явлению.

Характеристики

  • Форматы

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
С. Б. Дондоков Недобросовестное поведение вузов в образовательных отношениях С. Б. Дондоков Недобросовестное поведение вузов в образовательных отношениях 79.9 р. litres.ru В магазин >>
С. Б. Дондоков Недобросовестное конкурентное поведение вузов на рынке образовательных услуг С. Б. Дондоков Недобросовестное конкурентное поведение вузов на рынке образовательных услуг 79.9 р. litres.ru В магазин >>
Ю. Б. Рубин Стандартизация образовательных программ на «Болонском перепутье» Ю. Б. Рубин Стандартизация образовательных программ на «Болонском перепутье» 79.9 р. litres.ru В магазин >>
Б. Б. Горскин Блочно-модульное проектирование адаптивных образовательных программ дефектологической переподготовки Б. Б. Горскин Блочно-модульное проектирование адаптивных образовательных программ дефектологической переподготовки 200 р. litres.ru В магазин >>
В. А. Спивак Организационное поведение: учебное пособие В. А. Спивак Организационное поведение: учебное пособие 69.9 р. litres.ru В магазин >>
М. А. Ковальчук, И. Ю. Тарханова Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация М. А. Ковальчук, И. Ю. Тарханова Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация 272 р. ozon.ru В магазин >>
М. А. Ковальчук Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация М. А. Ковальчук Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация 181 р. litres.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

С. Б. Дондоков Недобросовестное поведение вузов в образовательных отношениях

www.smtp-komi.ru

В статье предлагается использовать в отношении вузов специальный термин «недобросовестное конкурентное поведение» для обозначения ряда стратегий, формирующих локальные относительные конкурентные преимущества за счет снижения издержек обеспечения качества образования, ограничения конкуренции на локальных рынках образовательных услуг и иным образом ориентирующих вуз на игнорирование социально-просветительской функции.

Four decades after the Oblivion Crisis, Tamriel is threatened anew by an ancient and all-consuming evil. It is Umbriel, a floating city that casts a.

В книге собраны анекдоты и короткие увлекательные истории на самые разные житейские темы. Ученик – учитель, врач – пациент, судья.

Комментарии “С. Б. Дондоков Недобросовестное конкурентное поведение вузов на рынке образовательных услуг”

Snoop Dog, у вас включена опция “Turbo”, выключите ее.

Источник:

www.smtp-komi.ru

Недобросовестное поведение вузов в образовательных отношениях

ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА ModernLib.Ru С. Б. Дондоков - Недобросовестное поведение вузов в образовательных отношениях, скачать книгу бесплатно Популярные авторы Популярные книги Недобросовестное поведение вузов в образовательных отношениях

В статье рассматриваются причины недобросовестного поведения вузов в образовательных отношениях, связанные с особенностями управления информацией о качестве и иных условиях реализации образовательного процесса. Также анализируются различные меры противодействия этому явлению.

ссылки не работают

Превосходная книга, совсем другой взгляд на человека, много интересных данных, позволяющих лучше понять ту страшную эпоху.

Я просто влюбилась в эту книгу. побольше бы таких Гилбертов в наше время! эта история-идеал настоящей,преданной,чистой любви,которую не многие ощущают сейчас

Да нет там ничего страшного про церковь. Фантастическая книга, автор фантазирует, еще и здесь дурацкую толерантность если поддерживать, то вобще капец настанет. Фантастические приключения старшеклассников. Нигде не запнулась. Все понятно и доступно. +1

По-моему, Дэн Браун - современный Жюль Верн. Похожее изобилие энциклопедических фактов, но с уклоном в историю.

здравствуйте! очень замечательная книга, я просто была зачарована ей, там можно узнать все о собаках! это просто замечательное издание, отдельные слова автору этой книги, просто спасибо ВАМ большое за эту книгу! с уважением к ВАМ Юлия Владимировна!

Действительно книга способная пробудить. Шикарная работа, очень глубокая.

Эта книга лучшая, что я читала!! Наверно повлиял изумительный юмор и жизненные ситуации)) Советую всем прочесть )))

Книга просто потрясающая, начало показалось немного скучным, но потом не могла оторваться. Красивая история о любви со счастливым концом. Советую всем - очень интересно. Стоит начать, остановиться уже не получится)))

Источник:

modernlib.ru

Недобросовестное конкурентное поведение вузов на рынке образовательных услуг

Дондоков, Саян Базарович. Недобросовестное конкурентное поведение вузов на рынке образовательных услуг : диссертация . кандидата экономических наук : 08.00.05 / Дондоков Саян Базарович; [Место защиты: Моск. финансово-пром. акад.].- Москва, 2011.- 175 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-8/2026

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью разработки методологии управления деятельностью организаций высшего образования в условиях информационно-технологического этапа развития общества. Все большую актуальность приобретают вопросы активного развития рынка образовательных услуг, ориентации вузов на предоставление услуг, максимально удовлетворяющих запросы потребителя.

Формирование и развитие рынка образовательных услуг, распространение рыночной философии и предпринимательских практик на образовательный сектор экономики и систему управления образовательными организациями приводит к тому, что в общественно значимых отношениях по реализации населению образовательных услуг находит свое проявление недобросовестное конкурентное поведение образовательных организаций, направленное на удовлетворение частного (эгоистического) интереса.

Распространению недобросовестного конкурентного поведения образовательных организаций способствует неопределенность качества образовательных услуг, доверительный характер образовательных отношений, неравный доступ заинтересованных сторон рынка к информации о свойствах, условиях и результатах образовательного процесса.

Формирование концептуальных подходов к недобросовестному конкурентному поведению вузов в образовательных отношениях является важным фактором, непосредственно влияющим на эффективность и качество работы современного учебного заведения, и определяющим социально-экономическую удовлетворенность прямых и косвенных потребителей образовательных услуг и общества в целом.

Степень разработанности проблемы. В настоящее время проблемы недобросовестного поведения конкурирующих субъектов привлекают внимание многих юристов и экономистов. Недобросовестность образовательных организаций в обеспечении качества образовательных услуг является предметом исследований российских и зарубежных ученых.

Важный вклад в исследование конкурентных отношений на рынке образовательных услуг внесли Абанкина И.В., Ильинский И.М., Коваленко А.И., Кузьминов Я.И., Лукашенко М.А., Полищук Л.И., Ливни Э., Титова Н.Л., Рубин Ю.Б., и другие.

Проблемы недобросовестного поведения вузов и ассиметричной информации в образовательных отношениях частично рассматриваются в работах К. Андерсон, В.В. Вольчика, Е.П. Меркуловой, Е.А Неретиной, С. Хейнемана, М.М. Юдкевич.

Отдельные аспекты системных изменений в управлении образовательной деятельностью, и их влияния на качество и эффективность образовательного процесса рассмотрены в работах Абанкиной Т.В., Андреева А.А., Андрущака Г.В., Болотова В.А., Гимпельсона В. Е., Капелюшникова Р.И., Лялина А.М., Майера Т., Плаксия С.И., Филлипова В.М., Шадрикова В.Д., и других отечественных и зарубежных ученых.

Вместе с тем вопросы недобросовестного поведения вузов в конкурентных отношениях на рынке образовательных услуг пока не стали предметом специального теоретического рассмотрения. Так, в российской монографической литературе в настоящий момент отсутствуют комплексные исследования особенностей недобросовестного конкурентного поведения вузов и методов противодействия такому поведению. Необходимость проведения таких исследований определила цель и задачи диссертации.

Цель диссертационного исследования заключается в теоретическом раскрытии экономического содержания, признаков, направлений и последствий недобросовестного конкурентного поведения вузов на рынке образовательных услуг, а также в обосновании практических рекомендаций по противодействию такому поведению вузов с учетом социально-экономических особенностей реализации отношений по оказанию услуг высшего профессионального образования в России.

Осуществление поставленной цели потребовало решения следующих задач:

- раскрыть содержание понятия «недобросовестное конкурентное поведение вузов на рынке образовательных услуг»;

- выявить цель недобросовестного конкурентного поведения вузов на рынке образовательных услуг,

- выявить характеристики недобросовестного конкурентного поведения вузов на российском рынке образовательных услуг;

- выявить сферы проявления недобросовестного конкурентного поведения вузов на рынке образовательных услуг;

- раскрыть направления недобросовестного конкурентного поведения вузов на рынке образовательных услуг;

- охарактеризовать последствия недобросовестного конкурентного поведения вузов для всех субъектов рыночного окружения;

- разработать классификацию форм противодействия недобросовестному конкурентному поведению вузов на рынке образовательных услуг;

- разработать рекомендации по использованию наиболее эффективных форм противодействия недобросовестному конкурентному поведению вузов на рынке образовательных услуг.

Объектом исследования является деятельность высших учебных заведений независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности по реализации услуг высшего профессионального образования.

Предметом исследования является недобросовестное конкурентное поведение высших учебных заведений при реализации образовательного услуг, а также меры противодействия такому поведению вузов на рынке образовательных услуг.

Теоретическая и методическая основы исследования. Теоретическую базу исследования составили научные труды российских и зарубежных специалистов в области экономики образования, управления образовательными организациями, управления качеством образовательных услуг, теории управления, предпринимательства, конкуренции и отраслевых рынков. Методологической основой исследования являются системно-структурный, функциональный статистический и экспертный методы, а также методы стратегического и сравнительного анализа, индуктивный и дедуктивный подходы, приемы восхождения от простого к сложному, от общего к частному, взаимосвязи количественных и качественных характеристик.

Эмпирическая база исследования состоит из информационных материалов, опубликованных органами государственной власти Российской Федерации в официальных статистических и информационных сборниках, в том числе официальных данных Росстата РФ, Министерства образования и науки РФ; официальных данных зарубежных стран, международных организаций; фактов, опубликованных в научной литературе, периодической печати, отчетной документации вузов.

Исследованию поставленных в диссертации вопросов способствовал анализ диссертационных исследований по теоретическим и практическим вопросам функционирования образовательных организаций, научных монографий, материалов научно-практических конференций, статей в периодической печати и научных сборниках, а также материалов Интернет-издательств, касающихся различных проблем образования.

Научная новизна состоит в решении научной задачи по теоретическому раскрытию природы, форм и направлений недобросовестного конкурентного поведения вузов на рынке образовательных услуг, а также в обосновании мер противодействия ему в России.

На защиту вынесены следующие основные положения:

Раскрыто понятие недобросовестного конкурентного поведения вузов на рынке образовательных услуг. В узком смысле недобросовестное конкурентное поведение вуза определяется как совокупность конкурентных действий, направленных против законных интересов других вузов, участвующих в продуктовой и отраслевой конкуренции на рынке образовательных услуг. В широком смысле недобросовестное конкурентное поведение вуза определяется как совокупность конкурентных действий, направленных против законных интересов всех заинтересованных сторон рынка образовательных услуг, включая прямых и косвенных потребителей образовательных услуг, а также участников межотраслевой конкуренции.

Раскрыта цель недобросовестного конкурентного поведения вузов на рынке образовательных услуг, заключающаяся в получении вузом искусственных конкурентных преимуществ перед прямыми конкурентами: по издержкам ведения образовательной деятельности; по доходам от реализации образовательных услуг; по академическому статусу и категории; по обеспечению бюджетным финансированием; по материально-технической базе; в области информационной поддержки образовательной деятельности; в отношениях с органами власти и управления.

Выявлены составляющие недобросовестного конкурентного поведения вуза на рынке образовательных услуг:

- фактический отказ вуза от социальных целей, задач и функций своей деятельности, составляющих назначение и миссию образовательной организации, закрепленных в уставе и образовательном законодательстве;

- нарушение разделяемых всеми субъектами рыночного окружения этических требований и представлений о добропорядочной практике осуществления конкурентных действий на рынке образовательных услуг;

- нарушение вузом норм, правил и требований, установленных в образовательном законодательстве, уставе вуза, государственных образовательных стандартах, договорах на оказание образовательных услуг; либо их формальное соблюдение при фактическом несоответствии им;

- недобросовестное формирование и поддержание вузом собственных искусственных конкурентных преимуществ (информационных, ресурсных, репутационных и иных) перед субъектами своего рыночного окружения.

Выявлены характеристики недобросовестного конкурентного поведения вуза, свойственные неупорядоченному российскому рынку образовательных услуг: длительность, преднамеренность, коррупциогенность, общепринятость, безнаказанность.

Разработана классификация сфер проявления форм недобросовестного конкурентного поведения вуза:

- отношения по распространению информации об образовательной деятельности вуза среди субъектов рыночного окружения;

- отношения по организации, методическому и кадровому обеспечению образовательного процесса;

- маркетинговые отношения (связи с общественностью, репутационные, рейтинговые и рекламные);

-отношения с использованием интеллектуальной собственности (учебно-методического обеспечения, бренда, коммерческой тайны);

- отношения с органами власти (лицензионные, конкурсные, финансовые, налоговые);

- стратегическое взаимодействие с другими образовательными организациями (организационное, рыночное, экспертное, образовательное).

Раскрыты направления недобросовестных конкурентных действий вуза на рынке образовательных услуг:

- против государственных и общественных интересов, защищаемых органами власти, курирующими образовательные организации - в процессе бюджетного финансирования оказания государственных услуг;

- против законных интересов образовательных организаций, предлагающих образовательные услуги соответствующего уровня образования по сопоставимым (взаимозаменяемым) направлениям подготовки (специальностям) - в стратегическом противодействии прямым конкурентам;

- против законных интересов работников вуза (административного аппарата и преподавательского состава) - в отношениях управления, организации и осуществления образовательного процесса;

- против законных интересов учащихся - в процессе реализации услуг высшего профессионального образования;

- против законных интересов работодателей, как нанимателей квалифицированных специалистов (косвенных потребителей услуг профессионального образования) - на смежном с системой профессионального образования рынке труда.

Раскрыты общие последствия недобросовестного конкурентного поведения вузов, выражающиеся в снижении у всех субъектов рынка мотивации к обеспечению качества образовательных услуг, а в крайних формах – снижении качества.

Выявлены последствия недобросовестного конкурентного поведения вузов для разных субъектов рыночного окружения: потребителей образовательных услуг, работодателей, образовательных организаций–конкурентов, отраслевого образовательного сообщества, государства.

Разработана классификация форм противодействия недобросовестному конкурентному поведению вузов на рынке образовательных услуг: по механизму воздействия - административно-правовые, социально-репутационные, экономические; по источнику возникновения – внутренние и внешние; по кругу субъектов – индивидуальные и коллективные (общественные).

Выявлены причины неэффективности индивидуальных форм противодействия недобросовестному поведению вузов на рынке образовательных услуг со стороны отдельных субъектов рыночного окружения, заключающиеся в злоупотреблении вузом информационным преимуществом и переговорной властью при взаимодействии с противодействующими субъектами.

Разработаны предложения по реализации коллективных форм противодействия недобросовестному конкурентному поведению вузов со стороны всех субъектов рыночного окружения недобросовестного вуза:

разработка перечня инструментов противодействия недобросовестному конкурентному поведению вузов со стороны антимонопольных органов;

содействие антимонопольным органами в выявлении фактов недобросовестной конкуренции и злоупотребления доминирующим положением вузов;

организация всестороннего информационного обеспечения образовательных отношений,

развитие системы независимой общественно-профессиональной оценки качества образовательных программ и образовательных организаций,

формирование системы независимого образовательного консалтинга потребителей образовательных услуг,

совместная разработка и применение в профессиональном образовательном сообществе кодекса добросовестной конкуренции образовательных организаций.

Тематика исследования соответствует п.п. 1.6.109. «Совершенствование организации, управления в сфере услуг в условиях рынка»; 1.6.116. «Механизм повышения эффективности и качества услуг» паспорта специальности 08.00.05 – «Экономика и управление народным хозяйством» (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами: сфера услуг).

Теоретическая значимость работы состоит в том, что выполненное автором комплексное исследование развивает малоизученную и малоразработанную в науке проблематику недобросовестного конкурентного поведения вузов в отношениях по оказанию услуг высшего образования.

Выводы и рекомендации, содержащиеся в диссертации, направлены на систематизацию форм противодействия недобросовестному конкурентному поведению вузов в соответствии с экономико-правовыми особенностями отношений по оказанию услуг высшего образования в России. Результаты представленного комплексного исследования уточняют и дополняют ряд теоретических и методологических положений по проблемам повышения эффективности и качества образовательных услуг в рыночных условиях, вносят вклад в развитие теории предпринимательства, образовательного менеджмента, теории конкуренции, и обеспечения конкурентоспособности образовательных организаций в РФ.

Содержащиеся в диссертации положения могут служить теоретической базой для дальнейших исследований недобросовестного конкурентного поведения организаций высшего образования и противодействия ему.

Практическая значимость работы. Выводы и рекомендации, сделанные в результате проведенного исследования, позволяют организовать систему противодействия недобросовестному конкурентному поведению вузов на рынке образовательных услуг, а также могут быть использованы при разработке нормативно-правовых актов образовательного и антимонопольного законодательства.

Основные положения диссертационного исследования могут быть использованы при разработке учебно-методических материалов для образовательных организаций, осуществляющих подготовку студентов по дисциплинам «Экономика некоммерческого сектора», «Теория и практика конкуренции», «Управление конкурентоспособностью предприятия», «Менеджмент в образовании» и других дисциплин.

Апробация и внедрение результатов исследования. Работа была подготовлена и прошла обсуждение на кафедре теории и практики конкуренции Московской финансово-промышленной академии. Основные положения и результаты были представлены: на третьем, четвертом и пятом ежегодных Международных научных конгрессах «Роль бизнеса в трансформации российского общества» (15-16 апреля 2008 г., 13–17 апреля 2009 г., 12–16 апреля 2010г., Москва, Московская финансово-промышленная академия); на Научно-практической конференции «Обеспечение взаимодействия государственных и общественно-профессиональных систем оценки качества образования» (27 ноября 2008 г., Москва, Московская Финансово-промышленная академия); на международных конференциях Moscow Education Online (28 сентября – 1 октября 2008 г., 27 – 29 сентября 2009 г., Москва); на Первом научно-методическом семинаре «Гарантии качества образования» (20 мая 2010 г., Москва).

Основные результаты диссертации нашли свое отражение в семи опубликованных научных работах общим объемом 2,6 п. л.

Общая структура и объем диссертации соответствует поставленной цели исследования и сформулированным в соответствии с ней задачам. Ее логика отражена в содержании работы:

ГЛАВА 1. Понятие недобросовестного конкурентного поведения вузов на рынке образовательных услуг

1.1. Понятие и цель недобросовестного конкурентного поведения вузов на рынке образовательных услуг

1.2. Составляющие элементы и характеристики недобросовестного конкурентного поведения вузов в образовательных отношениях

ГЛАВА 2. Объективные проявление недобросовестного конкурентного поведения вузов на рынке образовательных услуг

2.1. Сферы проявления и направления недобросовестного конкурентного поведения вузов на рынке образовательных услуг

2.2. Последствия недобросовестного конкурентного поведения вузов на рынке образовательных услуг

ГЛАВА 3. Формы противодействия недобросовестному конкурентному поведению вузов на рынке образовательных услуг

3.1. Классификация форм противодействия недобросовестному конкурентному поведению вузов на рынке образовательных услуг

3.2. Использование форм противодействия недобросовестному конкурентному поведению вузов на рынке образовательных услуг

Источник:

www.lib.ua-ru.net

1 70 Вопросы экономики и права

Geum.ru

70 Вопросы экономики и права. 2010. № 11 НЕДОБРОСОВЕСТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ВУЗОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЯХ:

ПРИЧИНЫ И МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ й 2010 С.Б. Дондоков Московская финансово-промышленная академия E-mail: fanta82008@yandex.ru Рассматриваются причины недобросовестного поведения вузов в образовательных отношениях, свя занные с особенностями управления информацией о качестве и иных условиях реализации образова тельного процесса. Показаны меры противодействия образовательному оппортунизму вузов.

Ключевые слова: недобросовестное поведение вузов, асимметрия информации, репутация вузов, мо ральный риск в образовательных отношениях.

Введение издержек измерения качеств блага над предель Образовательная услуга как смешанное (об- ным доходом от его потребления. Другими сло щественно-частное) благо обладает рядом вами, доверительные блага характеризуются свойств, которые предопределяют специфику ее либо невозможностью получения необходимой обращения и неуловимость ее качества: неосяза- информации, либо запретительно-высокими из емость, гетерогенность, непостоянство качества, держками измерения качества со стороны поку длительность оказания, неразделимость произ- пателя (потребителя) блага (с учетом того, что водства и потребления, неотделимость от источ- рациональный экономический агент не будет пла ника, невозможность хранения и транспортиров- тить за информацию больше того уровня, на ко ки, относительная неисключительность в потреб- тором предельные издержки на ее получение пре лении, отложенный полезный эффект, доверитель- вышают предельный доход от ее использования).

ность, сигнальная функция. Проблемы, связанные с асимметричной ин Данные характеристики образовательных формацией, - риск безответственного поведения услуг обусловливают тот факт, что оценить ка- и негативный отбор - наиболее остро стоят на чество образования напрямую его потребителям рынках экспериментальных и доверительных крайне сложно, поэтому образование можно от- благ.

нести к категории доверительных благ.

С точки зрения возможности определения Информационная асимметрия потребителем качества и потребительских на образовательном рынке свойств блага экономическая теория обобщенно Обобщенно информационная асимметрия на разделяет все блага на три группы: образовательном рынке рассматривается как не - блага, качество которых можно определить равномерное распределение информации между до заключения контакта и потребления, - инспек- субъектами образовательного рынка о качестве ционные блага (Уsearch goodsФ);

образовательной услуги, в том числе о факторах, - блага, качество которых возможно опреде- влияющих на его качество, и об усилиях, прила лить только после заключения контакта в процес- гаемых данными субъектами, чтобы достичь се и после потребления, - экспериментальные необходимого качества.

блага (Уexperience goodsФ);

Следует отметить, что некоторые исследо - блага, качество которых затруднительно ватели подходят к информационной асимметрии определить даже после потребления, - довери- иначе. В частности, Е.П. Меркулова пишет: УТак тельные блага (Уcredence goodsФ). как рынок подразумевает обмен, то информаци Информационная экономическая теория вво- онную асимметрию мы будем рассматривать во дит понятие издержек измерения (measurement взаимодействии двух рыночных агентов: желаю costs) качества со стороны заказчика (потреби- щего получить информацию (знания об опреде теля) блага. В этом контексте доверительное ленном предмете) и желающего предоставить благо характеризуется превышением предельных информацию (продать). Информационная асим Дондоков С.Б. Недобросовестное поведение вузов в образовательных отношениях. метрия подразумевает неравномерное распреде- Как отмечает Скоробогатов А.С., Уисходной ление той или иной информации между двумя является проблема ограниченной рациональнос контрагентами. ти экономических агентов, т. е. недостаточность Асимметричная информация может быть информации и возможностей ее переработки.

представлена следующими видами: несоразмер- Благодаря этому появляется возможность про ность по достоверности, объему, полноте, точно- явления оппортунизма, т. е. склонности индиви сти, стоимости, направленности, периодичности, дов в стремлении к собственной выгоде прибе устойчивости и т.п. Иначе говоря, это несораз- гать к обману или сокрытию информации. Огра мерность по качественным, количественным и ниченная рациональность и оппортунизм, вместе временным информационным характеристикамЕ взятые, порождают проблему асимметричности ЕИнформационная асимметрия может быть информации, при которой информация, касающа подразделена на несколько разновидностей в за- яся существенных сторон сделки, доступна не висимости от институциональной принадлежнос- всем ее участникамФ2.

ти агента, который передает или получает инфор мацию, а также от того, на каком этапе профес- Типы информационной асимметрии сионального становления находится получающий Неблагоприятный отбор лишь частично на информацию субъект. блюдается на рынке образовательных отношений Информационную асимметрию на рынке об- в плане предконтрактного оппортунизма, когда от разовательных услуг можно подразделить: дельный вузы, не предоставляя абитуриентам всей - на асимметричное предоставление реклам- необходимой информации о качестве предлагае ных сведений об учебном заведении и о желаю- мых образовательных услуг, устанавливают цену, щих учиться в учебных заведениях (в случае кон- ориентируясь на ценовой сегмент вузов, оказыва курсного отбора при вступительных экзаменах);

ющих более качественные услуги.

- асимметричную передачу информации в Проблемы неблагоприятного отбора из-за асим ходе процесса обучения;

метрии информации характерны для рынка много - асимметричное получение информации в кратно повторяющихся контрактов, разово исполня ходе обученияФ1. емых в момент заключения и определяющих усло Таким образом, информационная асиммет- вия дискретных обменов. В случае с длящимися рия в данной цитате рассматривается не как со- отношениями, такими как оказание образовательной стояние информированности участников отноше- услуги, когда исполнение контракта занимает значи ний, а как само информационное отношение - ком- тельное время, предконтрактная асимметрия инфор муникация. Только такая интерпретация позволя- мации дополняется постконтрактной.

ет классифицировать информационную асиммет- В образовательных отношениях, которые по рию на асимметричное предоставление, переда- своей сути являются длящимися во времени, пос чу и получение информации. ле заключения контракта асимметрия информа По мнению автора, подобные расширительные ции о качестве образовательной услуги сохраня трактовки информационной асимметрии - результат ется. С учетом того, что в течение образователь смешивания разновидовых категорий. Информаци- ного процесса у учащегося появляется достаточ онная асимметрия, как несоразмерность количества но информации об отдельных аспектах образо имеющейся у рыночных субъектов информации, яв- вательной услуги, вывод о том, что в процессе ляется результатом передачи и получения информа- потребления образовательной услуги (в процес ции. Но сам процесс передачи и получения инфор- се обучения) можно оценить ее качество, пред мации в коммуникационных отношениях к категории ставляется несостоятельным. Далее будет дока информационной асимметрии относить не следует, зано, что образовательная услуга остается до так как для оппортунизма в коммуникации применя- верительным благом и после заключения контрак ется отдельное понятие риска недобросовестного по- та, и даже после окончания потребления услуги.

ведения (moral hazard), что может служить как при- Представляется, что получаемую учащим чиной, так и следствием информационной асиммет- ся информацию можно разделить на сведения, рии. Риск недобросовестного поведения - отдель- характеризующие образовательную программу и ная экономическая категория, выражающаяся в учебное заведение в целом, и на сведения, ха скрытых действиях. рактеризующие отдельные дисциплины и курсы.

Вопросы экономики и права. 2010. № К первой группе сведений относится инфор- Постконтрактная асимметрия информации о мация о структуре учебного плана, о качествах качестве образовательной услуги оказывает вли согруппников, об образовательной среде вуза. яние на принятие решения о смене образователь Вторую группу сведений составляет информа- ной программы и обучающей организации. Так ция о содержании курса и сложности учебного ма- постконтрактная асимметрия информации затруд териала, о требованиях, предъявляемых на аттес- няет принятие эффективного решения о переводе тационных мероприятиях, о качестве преподавания. и препятствует рациональной корректировке об Если первая категория сведений появляется разовательной траектории учащегося.

у учащегося на первом году обучения и в даль- Данный факт подтверждается образователь нейшем только дополняется и уточняется, то све- ной практикой, в соответствии с которой реше дения о качестве дисциплин и курсов предостав- ние о смене образовательной программы и вуза ляются учащемуся в процессе обучения по этим большинство учащихся принимают под воздей дисциплинам. Другими словами, учащийся, напри- ствием разницы в ценовых показателях образо мер, 1-3 курсов не узнает, насколько ему будет вательных услуг (перевод с платного обучения полезен и интересен 4 курс обучения, пока не нач- на бюджетную форму обучения, смена вуза в свя нет обучение на нем. зи с разницей в цене обучения), а не по причине Поэтому, даже после заключения сделки и неоправданного ожидания в отношении качества начала обучения, имеет место постконтрактная образовательной услуги. Разница в цене обуче информационная асимметрия. Таким образом, в ния является самой распространенной причиной образовательных отношениях можно выделить перевода из одного вуза в другой именно потому, три типа информационной асимметрии, влияющих что в отличие от показателей качества образо на эффективность решений, принимаемых участ- вательных услуг, ценовые сигналы являются никами образовательных отношений, и на функ- объективно воспринимаемыми и понятными для ционирование рынка образовательных услуг: учащихся.

- предконтрактную (ex ante) асимметрию Информация о качестве потребляемой обра информации о качестве образовательной услуги зовательной услуги, получаемая учащимся при (в пользу исполнителя);

обучении, незначительно изменяет состояние ин - постконтрактную (ex post) асимметрию ин- формационной асимметрии. Учащийся не вполне формации о качестве образовательной услуги понимает, насколько получаемые им знания при (в пользу исполнителя);

годятся ему в дальнейшей профессиональной де - предконтрактную асимметрию информации ятельности. Более того, для принятия решения о о качествах учащегося (обратная информацион- переводе учащемуся следует сравнивать уровень ная асимметрия - в пользу потребителя). качества разных образовательных услуг несколь Изначально учащиеся и вузы обмениваются ких вузов.

информационными сигналами с целью выбрать наилучшего партнера и заключить оптимальный Моральный риск образовательный контракт с точки зрения мак- в образовательных отношениях симизации собственной полезности, не связанной Как мы отмечали выше, вуз и учащийся име с прибыльностью. На этом этапе наблюдается ют взаимные обязанности, вытекающие из обра обоюдная предконтрактная информационная зовательного контракта. Поэтому каждый вы асимметрия. ступает перед противной стороной и как агент, и Постконтрактная асимметрия информации как принципал. Учащийся как принципал доверя связана с реализацией уже заключенного обра- ет вузу оказание качественных образовательных зовательного контракта. услуг, а сам выступает перед ним как агент в Учитывая тот факт, что, как правило, высшее самостоятельной подготовке к занятиям и испол профессиональное образование учащийся получа- нении иных академических обязанностей.

ет один раз в жизни, первоначальный выбор им В данном контексте вуз противостоит уча образовательной программы и учебного заведе- щемуся, который заинтересован в высоких оцен ния дополняется важной академической возмож- ках своей успеваемости при минимуме усилий со ностью учащегося перевестись, т.е. сменить об- своей стороны. Он склонен прогуливать занятия, разовательную программу и учебное заведение. не тратить личное время и силы на изучение учеб Дондоков С.Б. Недобросовестное поведение вузов в образовательных отношениях. ного материала, списывать на аттестационных образования, не обязательно подкрепленном ре мероприятиях и т.д. альными компетенциями, и в этом смысле сдел Вуз заинтересован в предоставлении стан- ка может быть взаимовыгодной. Но, помимо это дартных образовательных услуг с максимальной го, в такие вузы попадают и те абитуриенты, чьи экономией средств и ресурсов. Он склонен нани- семьи, в силу низкого уровня социального капи мать преподавателей с меньшей квалификацией тала, крайне ограничены в использовании нефор за низкую ставку оплаты труда, использовать мальных информационных каналовФ3.

бесплатный труд старшекурсников для препода вания младшим курсам, взимать деньги с уча- Решение проблем информационной щихся за дополнительные услуги, воздерживать- асимметрии в образовательном секторе ся от актуализации содержания преподаваемых Высшее образование (за редким исключени дисциплин и курсов, не обновлять материально- ем) мы получаем только один раз в жизни, о его техническую базу учебного процесса, использо- результатах вообще узнаем спустя целый ряд лет вать старое и нелицензионное программное обес- после окончания вуза. Именно поэтому на обра печение, снижать требования на аттестационных зовательном рынке, как нигде, актуальны меха мероприятиях с целью удержания платежеспособ- низмы, которые дисциплинировали бы продавцов ных учащихся. и не давали им возможности воспользоваться Однако риск недобросовестного поведения информационной асимметрией. Это должны быть в большей степени возникает у вуза, так как ис- не контрактные, а институциональные механиз полнение учащимся своих обязанностей перед мы. Как отмечалось выше, в ситуации, когда ка вузом может быть проверено. Вуз использует чество блага не поддается однозначному объек большое количество инструментов контроля за тивному выявлению, рынок использует косвенные образовательной деятельностью учащегося, ко- сигналы о качестве блага для ориентации потре торая в итоге сказывается на его успеваемости. бителей.

Этих инструментов несоизмеримо больше, чем В образовательной сфере не используется инструментов контроля со стороны учащихся за такой механизм сигнализации о качестве образо добросовестным исполнением образовательных вательных услуг, как гарантия качества, несмот обязанностей вуза. ря на частое использование термина Угарантия М.М. Юдкевич раскрывает основные на- качества образованияФ в специализированной ли правления оппортунизма на рынках доверитель- тературе и глоссариях.

ных благ: УВо-первых, продавец может постав- Прилагая данный правовой инструмент к про лять на рынок и реализовывать товар низкого блеме агента - принципала, можно утверждать, качества, выдавая его за высококачественный что, если агент гарантирует принципалу возме товар. щение потерь в случае, когда качество предлага Во-вторых, продавец может продавать поку- емого агентом блага отличается от заявленных пателю излишний объем товара (либо товар бо- характеристик, такая гарантия является для прин лее высокого качества, нежели оптимальный уро- ципала сигналом о качестве, снимающим пробле вень качества). му информационной асимметрии.

В-третьих, продавец может выдавать себя При применении данной схемы в отношени за эксперта, будучи при этом некомпетентным. ях гарантии качества образования, становится На образовательном рынке возможно прояв- очевидным, что частная гарантия качества об ление всех этих видов оппортунизма. Например, разования на практике не реализуема.

в условиях крайне высоких издержек прямой Сложно представить такое общественное оценки качества образовательных программ, а отношение, в котором вуз гарантирует определен также наличия УпривязкиФ уже обучающихся сту- ный уровень образования, и в случае несоответ дентов к данному учебному заведению, у вузов ствия заявленного в гарантиях уровня образова возникает достаточно много возможностей для ния тому уровню знаний, умений, навыков, ком предоставления образовательных услуг низкого петенций, который фактически наблюдаем у по качества. Вузы, предоставляющие низкокаче- требителя образовательной услуги (вследствие ственное образование, привлекают, прежде все- ненадлежащего исполнения вузом своих образо го, тех, кто заинтересован в формальном титуле вательных обязательств), компенсирует учаще Вопросы экономики и права. 2010. № муся все понесенные затраты или оплачивает образом определит альтернативный вуз, обуче обучение в другом вузе. Такая умозрительно ние в котором должен оплатить вуз-гарант.

Сегодня ни один вуз не оказывает образова смоделированная ситуация фактически не может тельные услуги под гарантию. Вузы не возме быть осуществлена по нескольким причинам.

щают потери учащихся и заказчиков образова Во-первых, фактическое несоответствие зна тельных услуг в случае их низкого качества. По ний выпускника заявленному в документе об об сути, проблема информационной асимметрии не разовании уровню само по себе еще не свиде решается потому, что гарантии не предоставля тельствует о недобросовестном исполнении сво ют ни вузы высококачественного образования, ни их образовательных обязательств вузом. Как вузы низкокачественного образования.

известно, образовательная услуга (как и любая Система высшего образования сегодня функци услуга вообще) потребляется в момент ее ока онирует с несколькими сигнальными ориентирами:

зания, но при этом имеет отложенный эффект - лицензирование;

проявления. Более того, формальное подтверж - государственная аккредитация;

дение достигнутого уровня образования учаще - репутация вуза.

гося заявленному осуществляет сам вуз путем Институционально система лицензирования организации и реализации аттестационных испы и государственной аккредитации задает продук таний с последующей выдачей соответствующе товые границы единого рынка образовательных го документа об образовании. Фактически, атте услуг, а репутация вузов разделяет рынок на це стуя учащегося, вуз оценивает качество собствен новые сегменты.

ных услуг. Если за признанием несоответствия Так как обучение по программам, имеющим заявленного качества действительному будет государственную аккредитацию, дает военнообя следовать гарантийное обеспечение, вуз-оппор занному студенту право на отсрочку от несения тунист во избежание гарантийных обязательств военной службы, а самому вузу право на бюд будет формально признавать результаты аттес жетное финансирование и на выдачу документа тации удовлетворительными.

об образовании государственного образца, госу Во-вторых, результат оказания образователь дарственный аккредитационный статус образо ной услуги зависит не только от добросовестнос вательной программы (на основании свидетель ти образовательной организации, но и от испол ства об аккредитации) является продуктообра нения своих обязанностей учащимся - вовремя зующим свойством образовательной услуги.

являться на занятия согласно расписанию, успеш но осваивать учебный материал и т.д. В данном Заключение контексте не представляется возможным вы Итак, образовательная услуга относится к явить степень вины вуза в неудовлетворительном доверительным благам. Другими словами, каче результате обучения студента.

ство образовательной услуги ее потребитель не В-третьих, даже если будет доказано, что вуз в состоянии оценить не только перед принятием не выполнил свои образовательные обязанности, решения о ее покупке, но даже в процессе и пос этот факт, возможно, приведет к реализации ме ле ее оказания. Потребитель не может четко оп ханизмов ответственности вуза перед учащим ределить полезный эффект (результат) от потреб ся, заказчиком образовательных услуг и други ления образовательной услуги, а также не всегда ми заинтересованными сторонами (например, может сформулировать свои изначальные требо работодателями выпускника). Но открытым ос- вания к качеству желаемой образовательной ус тается вопрос о размере и характере гарантий- луги. В вопросе определения качества, объемов, ных обязанностей. Учащийся потерял не только содержания и результатов потребления образо денежные средства на оплату обучения, которые вательной услуги ее потребитель полностью до за период обучения могли обесцениться по инф- веряет вузу и полагется на него.

ляционным причинам, но и время, потраченное на Автором обоснована эффективность приме нения отдельных инструментов и механизмов обучение. Фактически вуз должен обеспечить выявления и предотвращения разных форм оппор учащемуся тот уровень качества образования, тунистического поведения участников образова который гарантировал, но не в состоянии предос тельных отношений (см. таблицу).

тавить. Тогда встает вопрос о том, кто и каким Дондоков С.Б. Недобросовестное поведение вузов в образовательных отношениях: причины и меры противодействия Методы преодоления разных форм оппортунистического поведения Образовательный оппортунизм Методы учащегося вуза коллективный аттестация вузом * учащегося независимым центром / * * * аккред. организацией Экспертная проверка * * Контрактные формы: обязательства и стандарты * * Лизинг экспертов * * Информационная открытость * Репутация * Из данной таблицы следует, что:

- не существует единого метода, способству- Меркулова Е.П. Информационная асимметрия на региональных рынках образовательных услуг и пути ее сни ющего преодолению и сдерживанию всех форм жения // Регион на перекрестке Востока и Запада: глобали оппортунизма. Следовательно, в целях обеспече зация и конкурентоспособность: монография / под ред.

ния качества образовательных услуг необходи Н.Я. Калюжновой, К.Л. Лидина, А.Я. Якобсона. М., 2003.

мо использовать комплекс инструментов и ме С. 324-325.

ханизмов общественной аккредитации;

Скоробогатов А.С. Институциональная эконо - формальное закрепление в контрактах об мика: курс лекций. СПб., 2006. С. 101,102.

разовательных обязательств, стандартов и рег- Юдкевич М.М. Деятельность университетов и ламентов является действенным инструментом ученых: экономические объяснения и академические преодоления оппортунизма субъектов по отноше- оправдания // Экономика университета: институты и нию друг к другу, но не эффективно в преодоле- организации: сб. пер. ст. / пер. с англ. под науч. ред.

М.В. Семеновой. М., 2007. С. 55, 56.

нии коллективного оппортунизма.

Поступила в редакцию 02.10.2010 г.

Книги, научные публикации

Гарантирую написание работы вовремя, без плагиата и по стандарту, который Вы заказали ВСЕ ЕЩЕ НЕ УБЕЖДЕНЫ?

Посмотрите несколько примеров готовых работ на заказ

Источник:

geum.ru

С. Б. Дондоков Недобросовестное Поведение Вузов В Образовательных Отношениях в городе Брянск

В этом интернет каталоге вы сможете найти С. Б. Дондоков Недобросовестное Поведение Вузов В Образовательных Отношениях по разумной цене, сравнить цены, а также посмотреть прочие предложения в категории Наука и образование. Ознакомиться с характеристиками, ценами и обзорами товара. Доставка товара производится в любой населённый пункт РФ, например: Брянск, Кемерово, Иваново.