Книжный каталог

Гессе Г. Степной Волк : Роман

Перейти в магазин

Сравнить цены

Описание

«Степной волк» – один из самых главных романов XX века, впервые опубликованный в 1927 году. Это и философская притча, и вместе с тем глубокое исследование психологии человека, тщетно пытающегося найти и обрести собственное «Я», постоянно балансирующего на стыке животного и человеческого начал. Это история любви, которая ведет к неожиданной трагической развязке, это и политический, социальный роман, в котором герой выступает как яростный критик существующего мещанства. В эту книгу ныряешь, как в омут с головой, она завораживает тебя своим особым ритмом, своей неповторимой атмосферой полусна-полуяви, полу-реальности, полу-безумия, ритмами джаза, карнавальными масками, литературными аллюзиями и удивительными открытиями, которые делает главный герой на пути самосознания.

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
Гессе Г. Степной волк Гессе Г. Степной волк 227 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Гессе Г. Степной волк Гессе Г. Степной волк 178 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Гессе Г. Степной волк... Гессе Г. Степной волк... 468 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Гессе Г. Степной волк Гессе Г. Степной волк 277 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Гессе Г. Степной волк. Нарцисс и Златоуст Гессе Г. Степной волк. Нарцисс и Златоуст 430 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Гессе Г. Степной волк Гессе Г. Степной волк 106 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Герман Гессе Степной волк Герман Гессе Степной волк 76 р. book24.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

Акопян Я

Акопян Я. А.: Концепция героя в романе Германа Гессе "Степной волк".

ЕГЛУ им. В. Я. Брюсова

КОНЦЕПЦИЯ ГЕРОЯ В РОМАНЕ ГЕРМАНА ГЕССЕ

Страницы зарубежной литературы (на арм. и рус. яз.)

ЕГЛУ им. В. Брюсова

Сборник научных статей

Выпуск Г, Издательство «Лингва», ЕРЕВАН– 2005

http://old. brusov. am/docs/Art-grak-G-cank.pdf

Целью настоящего исследования является анализ романа Германа Гессе ”Степной волк”, изданного в 1927 году, в первую очередь – его образной системы и образа главного героя. Проникновение в суть творчества этого писателя, в частности, в художественную систему романа “Степной волк” затруднено и обусловлено абсолютной автобиографичностью и исповедальностью романной структуры, а также биполярным, амбивалентным характером мышления и мироощущения Гессе и его героев, стремящихся в хаосе душевной жизни к коренному перерождению и к гармонии с миром.

В рамках данной статьи мы также попытаемся высветить некоторые аспекты психоанализа и восточной философской мысли, под влиянием которых сформировалось биполярное мировоззрение Гессе. “Степной волк” – это наиболее автобиографичное из всех произведений Гессе, отражающее один из его жизненных кризисов в середине 20-ых годов XX века. Он начал писать роман “Степной волк” в ноябре 1924 года, после смерти отца, после разводов с первой женой Марией Бернулли-Гессе и со второй женой Рут Венгер, когда его в Германии называли не иначе как предателем - по причине того, что он не одобрил Первую мировую войну и выступил с критикой милитаристской политики своей страны. В это время, между двумя мировыми войнами, происходил коренной перелом во всех областях жизни, менялись все ценности, рушилось все старое, в то время как новое не успело еще оформиться.

Эти болезненные катаклизмы как субъективного, так и объективного характера оставили глубокий след в душе писателя и нашли свое отображение в романе, который описывает не только душевный кризис Гарри Галлера, но и всего поколения людей, вынужденного выстрадать сполна болезнь своего времени.

Центральной проблемой романа “Степной волк” является, по мнению немецкого литературного критика Ганса Люти, проблема полярности, точнее, проблема полярности природы и духа. По мнению Гессе, дух разделяет и отдаляет индивидуум от природы. И это означает для индивидуума боль и муки, из коих происходит его стремление вернуться к истокам жизни, к природе, к невинности, ко всему тому, что заложено природой в каждом, к познанию своего Я. Гессе убежден, что жизнь каждого человека – это путь к себе.

В статье “Немного теологии”, изданной в 1932 году, Гессе излагает свою точку зрения о стадиях жизненного пути, ведущих к познанию своего Я.

“Путь становления личности начинается с невинности (рай, детство. ). Отсюда он ведет к вине, к познанию добра и зла, к требованиям культуры, морали, религии, идеалов человечества. Каждый, кто пытается прожить эту стадию жизни продуманно, как серьезная личность, завершит его неизбежно в отчаянии и в признании невозможности осуществления добродетели и достижения справедливости <. >. Это отчаяние ведет или к смерти, или в третью ипостась духа, по ту сторону морали и закона, к благодати и спасению, одним словом - к вере.” 1

Переход от одной ступени становления личности к другой, в особенности от второго этапа к третьему, связан с глубокими душевными коллизиями, через которые проходит главный герой романа “Степной волк” Гарри Галлер – одаренная творческая личность, страдаюшая от раздвоенности своего Я и от потери Единства с мировой общностью. Автор показывает, что утерянное Галлером Единство можно вернуть, только если ему удастся проникнуть в подсознание своего магического Я, если он найдет в себе силы повернуться лицом к хаосу собственной души, если он познает свою природу, свое собственное Я. Поэтому записки Галлера, о которых повествуется в начале романа, это отнюдь не фантазия душевнобольного идеалиста, а попытка побороть свою болезнь, не “убегая” от нее, а в стремлении пройти через хаос душевного мира, через мрак ада, чтобы выстрадать и изжить в себе все зло до конца. Это стремление к встрече с собой, это путешествие по аду к себе самому, этот процесс индивидуализации и является содержанием книги, которая получила название “Степной волк”.

Название книги выражает глубинный смысл произведения и является ключом к его пониманию. Гессе ассоциировал со степью дикую, пустынную, безграничную, далекую от всякой цивилизации местность. Волк, обитающий, в этой враждебной для жизни среде, представлялся Гессе одиноким зверем, находящимся в беспрерывных поисках пищи и вынужденным ежедневно бороться за свое существование.

“Забредший к нам в города и в стадный образ жизни волк – какая картина способна выразить всю его одинокость, его дикость, его пугливость, его тоску по родине.” 2

Оказавшись в чуждом ему мире, главный герой романа Гарри Галлер чувствует себя таким же одиноким в своем отчаянии, как и степной волк, забредший к нам в города. Как и волк, он находится в беспрерывных поисках пищи – истины, в поисках своего Я, в поисках того, как бы примирить в себе полярные тенденции своего существа – дух и природу, человека и волка. В этом стремлении примирить имманентные человеческому бытию антиномии духа и природы, определяющие всю внутренную жизнь человека, отражается биполярное мировидение Гессе. Оно сформировалось под влиянием как немецкого романтизма и Гете, для которых все антиномии являлись проявлениями Высшего единства, так и под влиянием древнекитайской философии, согласно которой все процессы в мире являются следствием взаимодействия и взаимопроникновения двух полярных космических сил – инь и ян. Бесконечное взаимочередование и взаимодействие противоборствующих начал определяет все процессы микрокосмоса - человека и макрокосмоса - Вселенной.

К восприятию мира как нерасторжимого единства полярных противоположностей, способного решить проблему противостояния природы и духа, сознательного и бессознательного, Гессе пришел также через психоанализ, благодаря знакомству со знаменитым психоаналитиком К. Г. Юнгом и его учеником Иозефом Лангом, с которыми он встречался, находясь на лечении в психиатрической клинике Зоннматт, недалеко от Люцерна. Знакомство Гессе с психоаналитической литературой открыло ему доступ в потаенный, подспудный мир души, и сделало возможным познание тех глубинных бессознательных процессов человеческой психики и закономерностей душевной жизни, без знания которых невозможно достижение психического равновесия, к которому так стремится разрываемый антиномиями герой романа Гарри Галлер.

Основную антиномию природы и духа Гарри переживает в трех формах: во первых, это внешняя антиномия между творческой личностью и обывателем. В то время как творческая личность в силу своей индивидуальности живет одиноко, на задворках общества, обыватель ищет это общество, нуждается в его поддержке в силу недостаточного развития своей личности. Творческая личность готова всегда отказаться от достигнутого, чтобы стать свободной и открытой для всего нового. Именно этого боится обыватель, не желающий перемен, чтобы не растратить и потерять уже нажитое.

Не только внешняя жизнь, но и внутренняя жизнь Гарри характеризуется антиномией – он видит себя раздвоенным на человека, олицетворяющего дух и цивилизацию, и на волка, олицетворяющего природу и свободу.

Разрываемый внешней и внутренней антиномиями Гарри находится в третьей, метофизической антиномии между измерениями вечности и бренности. Он чувствует в себе божественное начало, свою сопричастность к вечному, которая находит свое отображение в образах Гете и Моцарта, «бессмертных», как их называет Гессе, но в то же самое время он чувствует себя приговоренным к бренности, к преходящему. В этой антиномии вся безысходность и отчаяние человеческого бытия достигает своего апогея. Индивидуум, осознающий всю безысходность своего бытия, видит перед собой только два выхода – смерть или излечение посредством кореннового перерождения. Галлер выбирает второй путь после прочтения “Трактата о степном волке”, в котором его ошибочное деление души на волка и человека объявляется “фикцией”, “грубым мифологическим упрощением” и “насилием над действительностью”.

“Гарри состоит не из двух существ, а из ста, из тысячи. Его жизнь раскачивается не между двумя полюсами – инстинктом и духом, святым и распутником, а между тысячами, между бесчисленными парами полюсов.” 3

Теория многоликости души входит в конфликт с европейской философской мыслью и с христианской религией. Западный индивидуум, познавший в своей душе множество Я, становится скорее исключением, он оказывается в конфликте с обществом, вытесняется из него, объявляется больным шизофренией. Трактат имеет целью спасение степного волка и его освобождение от своего заблуждения, уходящего своими корнями в античную мифологию и затем в христианство, где человек имеет одно тело и одну душу. Восточная же философия рассматривает человека как луковицу с бесчисленными слоями шелухи, как ткань, сотканную из бесчисленного множества нитей. Выражаясь словами основателя Даосизма Лао Цзы, “Тело человека едино, душа – ни при каких обстоятельствах”. 4

Главным смысловым узлом сюжета становится “Магический театр”, значение которого заключается в противопоставлении двух миров: реального мира лжи, где живут Галлер и Гессе, и сверхреального, непреходящего, светлого мира магии, мира «бессмертных» Гете и Моцарта, где дух и все божественное, истинное, предстает без искажений варварской цивилизации. Чтобы понять, что стоит за понятием “Магический театр”, нам представляется необходимым рассмотреть, что значила для Гессе магия как таковая.

По мнению Гессе, магия в состоянии справиться с реальностью, упраздняя ее, объявляя ее границы обманом и заблуждением. Под ее воздействием соединяются в единое целое прошлое и будущее, внешнее и внутреннее, создается вневременная атмосфера. Все полярные противоположности в ней являются равноправными возможностями, тезис не антагонистичен своему антитезису. В мире магии дух разрушает преграды, отъединяющие его от внешнего мира, и оба мира переливаются друг в друга.

Индивидуум, находящийся в плену у времени и пространства, переживает в мире магии невообразимую сверхдействительность, познавая при этом Высшее единство. Находясь в этом вневременном и внепространственном мире магии - в Магическом театре, главный герой романа сталкивается с хаосом своей души, он узнает свое отображение в зеркале, которое распадается на бесчисленное множество Гарри Галлеров. “Некоторые из Гарри были моего возраста, другие постарше, там были старики, молодые, юноши, мальчики, школьники, малыши, дети <. > все они были Я. ” 5 С этого момента он пустая форма, все находится вне него, все отделилось от него и объективировалось. У него появилась уникальная возможность начать все с начала, встретиться с самим собой, наверстать упущенное, исправить ошибки, сделать бессознательное сознательным и сынтегрировать в своей личности. Здесь он может при помощи иллюзии победить время и действительность, свое старое «Я» раскрошить на тысячи маленьких «Я» и собрать из них новое единство.

Но Гарри еще не готов к этому, он путает атмосферу Магического театра с действительностью и из чувства ревности убивает Гермину, а точнее ее зеркальное отображение. За такое осквернение высокого искусства он приговаривается к существующей в мире Магии высшей мере наказания – к вечной жизни.

В образе Гермины Гессе противопоставляет два противоположных полюса одного индивидуума - Гарри Галлера. Несмотря на всю свою полярную противоположность (он - писатель, интеллектуал, она-проститутка), они оба узнают друг в друге свою другую половину, утерянную часть себя. Поэтому, убив Гермину в Магическом театре, Гарри убивает, по сути, другую часть своего Я, ту душевную силу, теплоту чувств, любовь и природу, которых так не хватало ему и которые находились на противоположном ему полюсе - в Гермине. В ней заключалась для Гарри возможность встретиться с самим собой, возможность познать и вобрать в себя все то разнообразие душевных функций, которые Гессе характеризует словом “Природа”.

Это убийство природы и победа духа над природой, показывают Галлеру со всей ясностью, что он не сумел объединить эти две изначальные силы в одно Единство.

Слова “бессмертного” Моцарта, появившегося после “казни” Галлера – взрыва дикого, потустороннего смеха, имеют глубокий и весьма символический смысл: Моцарт советует Гарри научиться смеяться, ибо только юмор в состоянии превратить диссонанс жизни в гармонию. С этого момента дорога к познанию для Гарри открыта. Он познает Высшее требование к духу, заключающееся в необходимости коренного перерождения, в необходимости принимать (акцептировать) мир со всеми его противоречиями, в необходимости видеть за всеми негативными явлениями жизни светлый мир веры.

Галлер уверен, что он когда-нибудь освободится от оков времени и действительности и будет с юмором смотреть на вечную “борьбу” между вечностью и временем, между божествен- ным и человеческим. Он научится внимать Вечному и Истинному и лучше различать творение божественного духа в жизни. Когда-нибудь он научится жить в гармонии с собой и с окружающим миром.

Потому что, посреди мглы и хаоса жизни всегда высвечи- вается “золотой след”, след божий, который показывает человечеству путь, ведущий к вечным ценностям - в мир “бессмертных” Моцарта и Гете.

Поэтому последнее предложение, которое является ключом к пониманию романа нужно понимать как обет, веру и излечение: “Когда – нибудь я научусь лучше играть в игру фигур, когда – нибудь я научусь смеятьссмеяться. ” 6

1 Gesammelte Werke in 12 Bd, Suhrkamp Fr./M. Bd. 10, 1970. S. 74 – 75 (далее – GW.)

2 GW Bd. 7 , S. 198

3 GW, Bd 7, S 243

4Richard Wilhelm. Тao Te King «Vom Sinn des Lebens». 1910. S. 171.

Источник:

20v-euro-lit.niv.ru

Гессе Г. Степной волк : роман

Творчество Г.Гессе. «Степной волк»

(Германия 02.07.1877 - 09.08.1962)

Немецкий писатель, классик литературы ХХ столетия.

Герман Гессе, нобелевский лауреат 1946 года, - один из самых читаемых авторов XX века. Все свое творчество он называл «затянувшейся попыткой рассказать историю своего духовного развития», «биографией души». Одна из основных тем творчества писателя - судьба художника во враждебном ему обществе, место подлинного искусства в мире.

Гессе (2.07.1877-9.08.1962) был вторым ребенком в семье немецкого священника-миссионера. Детство он провел в обществе трех родных сестер и двух двоюродных братьев. Религиозное воспитание и наследственность оказали глубокое влияние на формирование мировоззрения Гессе. И тем не менее он не пошел по теологической стезе. После побега из духовной семинарии в Маулбронне (1892), неоднократных нервных кризисов, попытки самоубийства и пребывания в лечебницах он краткое время работал механиком, а затем торговал книгами. В 1899 году Гессе выпустил свой первый - никем не замеченный - сборник стихов «Романтические песни» и написал большое число рецензий. В конце своего первого базельского года он опубликовал «Оставшиеся письма и стихи Германа Лаушера» - произведение в духе исповеди. Это был первый случай, когда Гессе говорил от лица вымышленного издателя - прием, который он в дальнейшем активно использовал и развивал. В своем неоромантическом романе воспитания «Петер Каменцинд» (1904) Гессе вывел типаж своих будущих книг - ищущего аутсайдера. Это история духовного формирования юноши из швейцарской деревни, который, увлекшись романтическими мечтами, отправляется в странствия, но не находит воплощения своих идеалов.

Разочаровавшись в большом свете, он возвращается в родную деревню к простой жизни и природе. Пройдя через горькие и трагические разочарования, Петер приходит к утверждению естественности и человечности как непреходящих жизненных ценностей.

В тот же год - год своего первого профессионального успеха - Гессе, теперь целиком посвятивший себя литературному творчеству, женился на швейцарке Марии Бернулли. Молодая семья переехала в Гайнхофен, отдаленное местечко на Бодензее. По-следовавший период оказался весьма плодотворным. В основном Гессе писал повести и рассказы с элементом автобиографизма. Так, роман «Под колесами» (1906) во многом основан на материале школьных лет Гессе: чувствительный и тонкий школьник погибает от столкновения с миром и косной педагогикой. Во время первой мировой войны, которую Гессе охарактеризовал как «кровавую бессмыслицу», он работал в немецкой службе по делам военнопленных. Писатель пережил тяжелый кризис, который по времени совпал с расставанием с психически больной женой (развод в 1918 году). После длительного курса терапии Гессе в 1917 году завершил роман «Демиан» , вышедший под псевдонимом «Эмиль Синклер», - документ самоанализа и дальнейшего внутреннего освобождения писателя. В 1918 году была написана повесть «Последнее лето Клингзора» . В 1920 году вышла «Сиддхартха. Индийская поэма» , в центре которой стоят основополагающие вопросы религии и признания необходимости гуманизма и любви. В 1924 году Гессе стал гражданином Швейцарии. После женитьбы на швейцарской певице Рут Венгер (1924; развод в 1927 году) и курса психотерапии вышел в свет роман «Степной волк» (1927), ставший своего рода бестселлером.

Это одно из первых произведений, открывающих собою линию так называемых интеллектуальных романов о жизни человеческого духа, без которых нельзя представить себе немецкоязычную литературу XX в. («Доктор Фаустус» Т.Манна. «Смерть Вергилия» Г. Броха, проза М.Фриша). Книга во многом автобиографична. Однако считать героя романа. Гарри Галлера, двойником Гессе было бы ошибкой. Галлер, Степной волк, как он сам себя называет, мятущийся, отчаявшийся художник, измученный одиночеством в окружающем его мире, не находящий с ним общего языка. Действие романа охватывает около трех недель жизни Галлера. Некоторое время Степной волк живет в небольшом городе, а затем исчезает, оставив «Записки», которые и составляют большую часть романа. Из «Записок» выкристаллизовывается образ талантливого человека, не способного найти свое место в мире, человека, живущего мыслью о самоубийстве, для которого каждый день становится мукой. В 1929 году Гессе добился самого громкого признания у публики повестью «Нарцисс и Златоцвет» . Предметом повествования стала полярность духовной и мирской жизни, что было темой, типичной для того времени. В 1931 году Гессе в третий раз женился - на этот раз на Нинон Долбин, австриячке, историке искусства по профессии - и переехал в Монтаньолу (кантон Тессин).

В том же году Гессе начал работу над романом «Игра в бисер» (опубликован в 1943 году), который как бы суммировал все его творчество и поднял на небывалую высоту вопрос о гармонии духовной и мирской жизни. В этом романе Гессе пытается разрешить всегда тревожившую его проблему - как совместить существование искусства с существованием бесчеловечной цивилизации, как спасти от губительного влияния так называемой массовой культуры высокий мир художественного творчества. Писатель приходит к выводу, что попытка поставить искусство вне общества превращает искусство в бесцельную, беспредметную игру. Символика романа, множество имен и терминов из различных областей культуры требуют от читателя большой эрудиции для понимания всей глубины содержания книги Гессе. Гессе умер в возрасте 85 лет в 1962 году в Монтаньоле.

«Степной волк» - 20-е годы XX-го столетия – неспокойное, кризисное время как в жизни самого Германа Гессе, так и Европы в целом. По выражению Зигфрида Унзельда в эту пору «он [Гессе] думает, что живет в "аду"».

В жизни писателя происходят значительные и большей частью неприятные перемены. Летом 1923 года Гессе порывает со своей первой женой Марией Бернулли, все более отдаляясь от Германии, вновь принимает гражданство Швейцарии. В январе 1924 года писатель повторно вступает в брак. Его женой становится Рут Венгер – дочь известной швейцарской писательницы Лизы Венгер. Через 3 года, в начале 1927 года, они разводятся, так и не будучи по-настоящему женатыми.

Европу, как и всю западную цивилизацию в целом, в это время буквально «лихорадит». Наступила эпоха «золотых 20-х» – время джаза, ванстепа, женщин с короткими стрижками, пластинок и громофонов, время апокалиптического по своему размаху и бесшабашности веселья. В эти годы внимание все больше уделяется лишь внешней стороне жизни, а «культура духа» отвергается как нечто себя изжившее. В «Степном волке» это явление аллегорически показано в сцене похорон: «Между тем, по какой-то прихоти, я присоединился к процессии и приплелся за скорбящими к кладбищу, архисовременному цементному кладбищу с крематорием и всякой техникой. Но нашего покойника не собирались сжигать, его гроб опустили на землю у пустой ямы, и я стал наблюдать за действиями священника и прочих стервятников, служащих похоронного бюро, которые пытались изобразить торжественность и скорбь, но от смущенья, от театральности и фальши чрезмерно усердствовали и добивались скорее комического эффекта, я смотрел, как трепыхалась на них черная униформа и как старались они привести собравшихся в нужное настроение и заставить их преклонить колени перед величием смерти. Это был напрасный труд, никто не плакал, покойный, кажется, никому не был нужен. Никто не проникался благочестивыми чувствами, и, когда священник называл присутствующих "дорогими сохристианами", деловые лица всех этих купцов, булочников и их жен

молча потуплялись с судорожной серьезностью, смущенно, фальшиво, с единственным желаньем, чтобы поскорей кончилась эта неприятная процедура. Что ж, она кончилась, двое передних сохристиан пожали оратору руку, вытерли о кромку ближайшего газона башмаки, выпачканные влажной глиной, в которую они положили своего мертвеца, лица сразу вновь обрели обычный человеческий вид».

Таково было время, повлиявшее на внутренний мир писателя, определившее его взгляд на окружающую действительность в целом и на самого себя. Именно поэтому «самый автобиографический из всех романов Гессе» получился столь автобиографичным, «гессевским», до такой степени «кризисным», «протестующе-бунтующим», «ищуще-страждущим», таким «кричащим». Неслучайно Альфред Вольфенштайн в отношении «Степного волка» пишет в журнале «Мировая сцена» в июле 1927 года: «В этом произведении автор говорит с нами откровенно, резкими, волнующими, фантастическими и ясными словами».

Хотя мы и ведем разговор о «Степном волке» как о произведении, в котором жизнь Германа Гессе нашла свое непосредственное отражение, все же этот роман является прежде всего «документом эпохи», представляющим нам всю полноту «болезни времени» той поры, болезни, которая охватила всю пост- и, в то же время, уже предвоенную Европу. Это произведение, в котором «личная драма [Германа Гессе] со всей полнотой перерастает <…> в драму эпохи – конфликт писателя с подавляющим его сознание бездуховным миром», этот роман – «весьма насущная попытка собрать вместе всех тех, кто не приемлет этот старый, одинаково лживый как в своих противоречиях, так и в своей упорядоченности мир». Это произведение впитало в себя всю атмосферу того времени: неспокойствие, витавшую в воздухе тревогу, кризис, которым «охвачены не только слабые и неполноценные индивидуумы, отнюдь нет, а как раз сильные, наиболее умные и одаренные». В итоге – неудовлетворенность как по отношению к себе, так и к миру в целом, глубоко пустившая корни в людях той эпохи, их душах. Таким образом, мы можем смело назвать Гарри Галлера (Harry Haller) – болезненно ощущавшего и воспринимавшего невозможность стать частью окружающего его мира человека – «героем того времени», личностью, ставшей символом эпохи, ее кризиса, ее исканий, ее страданий, «ибо душевная болезнь Галлера – <…> не выверты какого-то одиночки, а болезнь самой эпохи, невроз того поколения, к которому принадлежит Галлер».

Хотя этот «заблудившийся в дебрях цивилизации» герой-одиночка и предстает перед нами сначала отчаявшимся человеком, но уже тогда Гарри не является пассивным созерцателем. В нем достаточно сил, чтобы сначала жить с идеей-мыслью о бритве, о самоубийстве, тем самым, показывая всему миру свою независимость, а затем, встретив Гермину, «обрести второе дыхание», попытаться превратиться из аутсайдера, из индивидуалиста – считающего минуты до своего дня рождения, дня, когда он наконец-то сможет «последовать примеру Адальберта Штифтера и смертельно порезаться при бритье», отомстив тем самым миру, – в социально активного индивидуума, при этом не растерявшего своих лучших качеств в ходе этого «превращения».

Гарри Галлер – это человек, пытающийся осмыслить себя в современной ему эпохе, представляющий себя неотъемлемой ее частью, анализирующий современное ему время. С этих позиций роман Гессе продолжает традицию произведений с подобно ведущим себя, рефлексирующим главным героем, также рассматривающим самого себя в рамках эпохи. К таким романам-предшественникам «Степного волка» можно отнести вышедшие с интервалом в 3 года «Исповедь сына века» (1836) Альфреда де Мюссе и «Героя нашего времени» (1838-39) М.Ю. Лермонтова.

Все эти романы – каждый из которых является «следствием наблюдений ума зрелого над самим собою» и над своей эпохой – все они, построенные на записях самих «героев», были попытками последних, а вместе с ними и самих авторов, если не «вылечить» все поколение, то хотя бы суметь самим (будь то герой или писатель) преодолеть внутренний кризис, «болезнь» современной им эпохи. Во всех этих произведениях представлены люди, проповедующие «отрицание всего небесного и всего земного, отрицание, которое можно назвать разочарованием или, если угодно, безнадежностью. Всех их роднит то, что у каждого «холод смерти медленно и незаметно перешел из головы в недра души», т.к. ни Октав д’О., ни Печорин, ни Гарри Галлер не смогли «избежать духа времени. Все они «герои-пленники» каждый своей эпохи. Однако важно помнить, что эти персонажи – это не «потерянное поколение», это не Равик, не Фредерик Генри. Герои Мюссе, Лермонтова, Гессе, каждый из них своими «исповедями» как бы говорит, что хочет жить.

Однако главной отличительной особенностью героев выше названных произведений является их рефлексия, их желание осознать происходящие с целью «вылечить» себя. Эти «истории души человеческой» были написаны именно с этой целью, а не из-за «тщеславного желания возбудить участие или удивление». Мы видим, что в этих романах каждый из героев «беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки. И именно путем как самоанализа, так и анализа окружающего их мира, главные герои пытаются преодолеть каждый свою «болезнь».

Источник:

gumfak.ru

Гессе Г. Степной Волк : Роман в городе Омск

В нашем интернет каталоге вы имеете возможность найти Гессе Г. Степной Волк : Роман по доступной цене, сравнить цены, а также посмотреть прочие предложения в категории Художественная литература. Ознакомиться с параметрами, ценами и обзорами товара. Транспортировка осуществляется в любой населённый пункт РФ, например: Омск, Киров, Брянск.