Книжный каталог

Финансовое Право. Краткий Курс

Перейти в магазин

Сравнить цены

Категория: Книги

Описание

Настоящее пособие написано в соответствии с программой курса «Финансовое право». Сжато и доходчиво изложены основные положения законодательства в области финансов, раскрывается смысл и содержание ключевых понятий и категорий. Пособие предназначено для студентов высших и средних учебных заведений, изучающих курс «Финансовое право», преподавателей, аспирантов, а также для всех, кто интересуется финансовым законодательством России.

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
Шуплецова Ю. Финансовое право Краткий курс лекций 5-е издание переработанное и дополненное Шуплецова Ю. Финансовое право Краткий курс лекций 5-е издание переработанное и дополненное 254 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Финансовое право. Краткий курс Финансовое право. Краткий курс 34 р. piter.com В магазин >>
В. А. Парыгина, А. А. Тедеев Финансовое право: краткий курс В. А. Парыгина, А. А. Тедеев Финансовое право: краткий курс 349 р. ozon.ru В магазин >>
Романенкова Е. Международное частное право Краткий курс Романенкова Е. Международное частное право Краткий курс 56 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Потапенко А. Предпринимательское право Краткий курс Потапенко А. Предпринимательское право Краткий курс 88 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Романенкова Е. Семейное право Краткий курс Романенкова Е. Семейное право Краткий курс 58 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Вобликов А.Б. Таможенное право: краткий курс: учебное пособие Вобликов А.Б. Таможенное право: краткий курс: учебное пособие 924 р. bookvoed.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

Лекции по Финансовому праву - Реферат, страница 1

Лекции по Финансовому праву

Тема 1 «Финансовая деятельность государства».

Финансы и финансовая система Российской Федерации.

Финансовая деятельность государства, её понятия и роль.

Понятия и предмет финансового права.

Система и источники финансового права.

Взаимосвязь финансового права и других отраслей права.

Финансовое право в системе прав.

Понятие и виды финансово – правовых норм.

Финансы и финансовая система Российской Федерации.

Финансовое право охватывает своим воздействием определенный, специфический круг общественных отношений. Эти отношения обусловлены тем, что государство для выполнения своих задач применяет такой экономический рычаг, как финансы, и осуществляет в связи с этим финансовую деятельность.

Финансы РФ - это экономические отношения по созданию, распределению и использова­нию фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, а так же предприятий и организаций, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, в процессе которых происходит распределение и перераспределение сово­купного общественного продуктами контроль за удовлетворением общественных потребностей.

- распределительная: распределение национального дохода заключается в создании основных или первичных доходов, а перераспределение национального дохода связано с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наи­более эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций, с наличием наряду с производственной - непроизводственной сферы, в кото­рой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, управление), с пере­распределением доходов между различными соц. группами населения.

- контрольная - контролируется распределение валового внутреннего продукта по соответст­вующим фондам и расходование их по целевому назначению.

- регулирующая - эта функция связана с вмешательством государства через финансы (а именно государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процессе воспроиз­водства.

В структуру финансов как целостной категории с присущими ей общими свойствами вхо­дят несколько взаимосвязанных звеньев. Совокупность входящих в состав финансов РФ звеньев в их взаимосвязи образует финансовую систему России.

Финансовая система РФ:

1. Общегосударственные финансы:

В) страх, ответственности

Г) страхование предпринимательских рисков

2. финансы хозяйствующих субъектов

- частных (инц., семейных) ;

Функционирование финансовой системы обеспечивается движением налич­ных денежных знаков и в большей части безналичными денежными платежами и расчетами.

Финансовая система - это совокупность различных сфер финансовых отно­шений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств, а каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу фи­нансовых отношений.

Финансовая деятельность государства, её понятия и роль.

Финансовая деятельность государства - это осуществление им функ­ций по планомерному образованию, распределению и использованию денеж­ных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально -экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

Главной определяющей целью деятельности государства - создание условий, обеспе­чивающих достойную жизнь человека, его свободное развитие (ст. 7 Консти­туции РФ).

Содержание финансовой деятельности государства выражается в многочислен­ных и разнообразных функциях в сфере образования, распределения и ис­пользования гос. денежных фондов.

Разнообразие функций обусловлено многозвенностью финансовой систе­мы, своеобразием ее звеньев. В связи с этим государство осуществляет деятель­ность по созданию, распределению и использованию разнообразных видов денежных фондов, бюджетных и кредитных ресурсов, страховых денежных фондов, финансовых средств отраслей народного хозяйства и госпредприя­тий.

Финансовая деятельность государства выступает как важная и необходимая со­ставная часть механизма управления, что выражается в форме прямой финансовой поддержки, выделении средств на определенные планы, программы, а так же предоставлении налоговых льгот, предоставлении от­срочек по налоговым платежам, применение низких % ставок или без - % кредитов и т.п. в целях стимулирования какой - либо деятельности, признан­ной государством в качестве приоритетной.

Важной стороной деятельности государства в области финансов является распределение финансовых ресурсов между федеральными органами и субъ­ектами РФ, а так же местным самоуправлением.

При распределении гос. денежных средств применяются 2 ос­новных метода:

финансирование, т.е. безвозвратный и безвозмездный их отпуск,

2. кредитование, т.е. предоставление средств на условиях возвратно­сти и платности.

Важное значение имеет контрольная функция государства.

Понятия и предмет финансового права.

Осуществление финансовой деятельности государства требует правового урегу­лирования прав, обязанностей, ответственности участвующих в них субъек­тов. В этом заключается предназначение фин. права: посредством его норм финансовая система приводится в действие и используется государством.

Фин. право - это совокупность юридических норм, регулирующих обще­ственные отношения, которые возникают в процессе образования, распреде­ления и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.

К предмету фин. права относятся закрепленные структуры фин. системы, распределение компетенции в данной области между Федерацией и ее субъ­ектами, местным самоуправлением в лице соответствующих органов, регу­лирование на основе этих исходных норм отношений, возникающих в про­цессе фин. деятельности.

Предмет фин. права - это общественные отношения, возникающие в про­цессе деятельности гос-ва по планомерному образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях реализации его задач.

Система и источники финансового права.

Фин. право состоит из множества отдельных финансово-правовых норм. Следовательно, система российского фин. права- это объективно обусловленное сис­темой общественных фин. отношений внутреннее его строение, объединение и располо­жение финансово-правовых норм в определенной последовательности. Наиболее крупные подразделения российского фин. права части: Общая и Особенная.

К общей части относятся нормы фин. права, которые закрепляют основные общие прин­ципы, правовые формы и методы фин. деятельности, деятельности государства, систему гос. органов, осуществляющих финансовую деятельность, и разграничение их полномо­чий в этой области, основные черты финансово-правового положения других субъектов, с которыми они вступают во взаимоотношения, формы и методы фин. контроля и др. по­добные им финансово-правовые нормы. Они действуют в масштабе всей фин. деятельно­сти государства и имеют для нее общее значение.

Нормы общей части фин. права конкретизируются в его особенной части. Особенная часть состоит из нескольких разделов, включающих в себя соответствующие финансово-правовые институты. Каждый из них представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих группу однородных фин. отношений. В раздел финансового права по признаку однородности регули­руемых отношений входит несколько финансово-правовых институтов.

Источники фин. права РФ-- это правовые акты представительных и исполнительных органов гос. власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы фин. права.

Конституция РФ, конституции и уставы субъектов Федера­ции. В них закрепляются основы правовой организации фин. деятельности государства (или субъектов Федерации) в целом и по отдельным ее направлениям соответственно ис­пользуем звеньям фин. системы.

Источники права, которые содержат нормы и др. отраслей права – административного, гражданского, налоового и т.д. к ним относятся КоАП, ГК РФ, НК, а так же законы о местном самоуправлении, о банках, о предприятиях и предпринимательской деятельности и др.

Новое содержание федеративных отношений в России вызвало к жизни и новые формы федеративного законодательства в области финансов основы регулирования такие как Закон РФ «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10.10.91 г., «Об основах налоговой системы в РФ» от 27.12.91 г., законы рес­публик в составе РФ, краев, областей, решения органов местного самоуправления. Это, например, законы республик о бюджете, положения о внебюджетных фондах, положения о местных налогах и сборах.

Нормы фин. права содержатся и в указах Президента, и в актах органов исполнитель­ной власти - постановлениях Правительства РФ.

Большую группу источников фин. права составляют акты финансово-кредитных орга­нов - Министерства финансов РФ, Центрального банка России, Государственной налого­вой службы РФ /приказы, инструкции и др./.

Фин. - правовые нормы могут содержатся в актах органов гос, управления - мини­стерств, ведомств, комитетов, регулирующих вопросы финансов в пределах соответст­вующей отрасли или сферы управления, и наконец в локальных актах, принимаемых корпорациями.

Источник:

works.doklad.ru

Финансовое право

Финансовое право. Краткий курс. Евстигнеев Е.Н., Викторова Н.Г.

СПб.: 2010. — 192 с.

Настоящее пособие написано в соответствии с программой курса "Финансовое право". Сжато и доходчиво изложены основные положения законодательства в области финансов, раскрывается смысл и содержание ключевых понятий и категорий. Пособие предназначено для студентов высших и средних учебных заведений, изучающих курс "Финансовое право", преподавателей, аспирантов, а также для всех, кто интересуется финансовым законодательством России.

Глава 1. Финансовое право как отрасль российского права 8

1.2. Финансовая система Российской Федерации и ее правовые институты 13

1.3. Государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность 17

1.4. Государственные внебюджетные фонды 21

Глава 2. Правовые основы финансового контроля 26

2.2. Формы и методы финансового контроля 31

2.3. Правовые основы аудиторской деятельности 33

Глава 3. Бюджетное право Российской Федерации 42

3.2. Взаимодействие норм бюджетного права и налогового права 50

3.3. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства 52

Глава 4. Правовое регулирование финансовой деятельности юридических лиц 56

4.2. Нормативное регулирование бухгалтерского учета и отчетности 58

4.3. Взаимодействие бухгалтерского учета и налогообложения 62

Глава 5. Налоговое право и налоговое производство 65

5.2. Система налогового законодательства и принципы налогообложения 68

5.3. Налоговое производство. Порядок исчисления и уплаты налога 73

5.4. Перечень налогов, взимаемых на территории Российской Федерации 79

5.5. Налоговый контроль и ответственность за нарушение налогового законодательства 81

5.6. Защита прав налогоплательщиков 90

Глава 6. Правовые основы страхования 94

6.2. Страховые правоотношения 98

6.3. Договор страхования и его условия 101

6.4. Страхование, сострахование, перестрахование 104

Глава 7. Правовое регулирование банковской деятельности 107

7.2. Банковская система России. Правовой статус Центрального банка 109

7.3. Регулирование деятельности кредитных организаций 114

7.4. Ответственность за нарушение банковского и налогового законодательства. Банкротство кредитных организаций 117

Глава 8. Правовое регулирование лизинговой деятельности 124

8.2. Правовые основы лизинга в России 127

8.3. Права и обязанности субъектов лизинга. Государственная поддержка лизинговой деятельности 131

Глава 9. Правовые основы денежного обращения и расчетов 136

9.2. Порядок ведения кассовых операций 139

9.3. Расчетные правоотношения и банковский счет 145

9.4. Права и обязанности сторон по договору банковского счета 148

9.5. Порядок списания денежных средств со счета. Расторжение договора банковского счета 149

9.6. Формы безналичных расчетов 151

9.7. Обмен электронными документами при безналичных расчетах 158

Глава 10. Правовое регулирование рынка ценных бумаг 161

10.2. Правовое регулирование эмиссии и обращения ценных бумаг 165

10.3. Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг 167

10.4. Ответственность участников рынка ценных бумаг 169

Глава 11. Правовые основы валютного регулирования 175

11.2. Структура валютных правоотношений 178

11.3. Валютное регулирование 180

11.4. Репатриация валют и обязательная продажа части валютной выручки 183

11.5. Валютный контроль в Российской Федерации 184

Успешное решение финансовых проблем хозяйствующих субъектов может быть осуществлено путем применения соответствующих законодательных норм. Отсюда вытекает необходимость в знании многочисленных российских законов и других нормативных актов. Правильное понимание законодательства и умение быстро ориентироваться в нем должны прививаться будущим специалистам со студенческой скамьи. Именно поэтому учебный курс по основам финансового права важен для вузов, ведущих подготовку студентов не только по юридическим, но и экономическим, а также финансовым специальностям в рамках магистерских программ.

В кратком курсе «Финансовое право» авторы постарались осветить такие темы, как предмет и источники финансового права; характеристика финансовых правоотношений; особенности построения российской финансовой системы; правовое регулирование финансовой деятельности организаций; понятие и виды финансового контроля. Большое внимание в пособии уделено бюджетному праву, сущности и принципам построения бюджетной системы и бюджетного процесса. Раскрыты вопросы правового регулирования налогообложения, налогового права и налогового производства, а также ответственность за нарушение налогового законодательства. Отдельные главы посвящены правовому регулированию банковской деятельности, эмиссии и обращению ценных бумаг, денежному обращению и расчетам, валютным отношениям, страхованию и лизингу.

Источник:

www.alleng.ru

Финансовое право Краткий курс лекций 4-е издание, переработанное и дополненное Москва • Юрайт • 2011 УДК 34 ББК

«Финансовое право Краткий курс лекций 4-е издание, переработанное и дополненное Москва • Юрайт • 2011 УДК 34 ББК . »

Краткий курс лекций

4-е издание, переработанное и дополненное

Москва • Юрайт • 2011

Ш96 Финансовое право : краткий курс лекций. — 4-е изд., перераб.

и доп. — М. : Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2011. — 185 с. —

Серия : Хочу все сдать!

ISBN 978-5-9916-1278-4 (Издательство Юрайт)

ISBN 978-5-9692-1183-4 (ИД Юрайт)

Непосредственной сдаче экзамена или зачета по любой учебной

дисциплине всегда предшествует краткий период, когда студент должен сосредоточиться, систематизировать свои знания. Выражаясь компьютерным языком, он должен «вывести информацию из долговременной памяти в оперативную», сделать ее готовой к немедленному и эффективному использованию. Специфика периода подготовки к экзамену или зачету заключается в том, что студент уже ничего не изучает (для этого просто нет времени): он лишь вспоминает и систематизирует изученное. Предлагаемое пособие поможет студентам в решении именно этой задачи применительно к курсу «Финансовое право».

Содержание и структура издания соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Для студентов высших учебных заведений.

УДК 34 ББК 67.402я73 ISBN 978-5-9916-1278-4 © Шуплецова Ю. И., 2004 (Издательство Юрайт) © Шуплецова Ю. И., 2011, ISBN 978-5-9692-1183-4 с изменениями (ИД Юрайт) © ООО «ИД Юрайт», 2011 Содержание Список сокращений

Тема 1. Понятие финансов

Тема 2. Финансовая система Российской Федерации

Тема 3. Предмет и система финансового права

Тема 4. Источники финансового права

Тема 5. Финансовый контроль

Тема 6. Органы финансового управления и контроля

Тема 7. Понятие бюджета и бюджетной системы Российской Федерации

Тема 8. Доходы и расходы бюджета

Тема 9. Бюджетный процесс в Российской Федерации

Тема 10. Правовой режим финансов предприятий

Тема 11. Понятие и роль налогов в Российской Федерации.

. 101 Тема 12. Налог на добавленную стоимость

Тема 14. Налог на доходы физических лиц

Тема 15. Налоги на имущество физических лиц

Тема 16. Налог на прибыль организаций

Тема 17. Налог на имущество организаций

Тема 18. Правовое регулирование денежного обращения в Российской Федерации

Тема 19. Валютное регулирование в Российской Федерации.

. 167 Тема 20. Валютный контроль в Российской Федерации

Список сокращений Конституция — Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 БК — Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ ГК — Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ; часть вторая от 26.01.1996 № 14-ФЗ; часть третья от 26.11.2001 № 146-ФЗ; часть четвертая от 18.12.2006 № 230-ФЗ НК — Налоговый кодекс Российской Федерации: часть первая от 31.07.1998 № 146-ФЗ; часть вторая от 05.08.2000 № 117-ФЗ СК — Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ Таможенный кодекс — Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 № 61-ФЗ МВД России — Министерство внутренних дел Российской Федерации Минфин России — Министерство финансов Российской Федерации Минюст России — Министерство юстиции Российской Федерации Росфиннадзор — Федеральная служба финансово-бюджетного надзора ФНС России — Федеральная налоговая служба ФТС России — Федеральная таможенная служба ЦБ РФ — Центральный банк Российской Федерации абз. — абзац г. — год (город) гл. — глава(-ы) НДС — налог на добавленную стоимость п. — пункт(-ы) разд. — раздел(-ы) РФ — Российская Федерация СССР — Союз Советских Социалистических Республик ст. — статья(-и) ч. — часть(-и) Тема 1. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВ Финансы как экономическая категория существуют наряду с такими «неправовыми» понятиями, как «прибыль», «стоимость», «деньги». В праве же эти категории не имеют самостоятельного значения и используются только для обозначения предмета правового регулирования. Поэтому все определения «финансов», предлагаемые юридической наукой, одинаково правомерны, и споры об их истинности носят в основном теоретический характер.

Государственные финансы имеют богатую историю. Одним из главных признаков государства теория права называет наличие единой денежной системы и сбор налогов, т.е.

формирование государственных денежных фондов, которые являются не чем иным, как государственными финансами.

В одном из древнейших памятников культуры — в Библии упоминаются «финансовые работники» — мытари, сборщики налогов. Интересно отметить, что в Древнем Риме существовало строгое разделение между казной государственной и личной казной императора. Именно из Древнего Рима пришло к нам понятие «фиск» — государственная казна, а с далеких тихоокеанских островов — слово «монета» — название раковины, служившей деньгами аборигенам.

Даже такое распространенное слово, как «газета», означает всего лишь название мелкой венецианской монетки.

На Руси начало формированию государственной казны положил московский князь Иван Данилович, получивший прозвище Калита, т.е. «денежный мешок».

Развитие финансов тесно связано с товарно-денежными отношениями. Именно в денежной форме происходит формирование национального дохода и его распределение. Но финансы охватывают далеко не все виды денежных отношений. Они касаются только формирования денежных фондов государства (включая его субъекты). В Российской Федерации в качестве субъектов выступают республики, края, области, другие территориальные образования, а также государственные предприятия, учреждения, организации.

Организации иных форм собственности также принимают активное участие в создании государственных денежных фондов, например, уплачивая налоги и другие обязательные платежи и сборы.

Таким образом, финансы — это система экономических отношений по созданию, распределению и использованию денежных фондов государства, его территориальных подразделений, предприятий, учреждений, организаций, создаваемых для обеспечения функций и задач названных субъектов.

Термин «финансы» происходит от лат. nare (nire), что означает окончание, урегулирование спора (обычно денежного). Отсюда затем появилось понятие «nancia» — обязательная уплата денег или денежный платеж вообще. С XVII в.

термин «финансы» получает международное признание и применяется для наименования всех отношений, связанных с доходами и расходами государства.

Термин «финансы» употребляется в нескольких смыслах.

По своему материальному содержанию финансы государства и органов местного самоуправления представляют собой фонды денежных средств.

В качестве экономической категории финансы рассматриваются как совокупность экономических отношений, образующихся в процессе формирования, распределения и использования денежных фондов.

В правовом смысле слова финансы — это общественные отношения по созданию, распределению и использованию денежных фондов, урегулированные нормами права.

Финансы непосредственно связаны с функционированием общественных экономических отношений в процессе аккумуляции, перераспределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Финансы — это не сами денежные средства, а отношения между людьми по поводу образования, перераспределения и использования фондов денежных средств. Финансы служат экономическим инструментом распределения валового общественного продукта и национального дохода.

Они являются средством контроля за производством и распределением материальных благ, а также средством стимулирования развития государства и общества в нужном в каждый данный период развития направлении. Финансы и финансовые отношения — это обязательно денежные отношения, однако отнюдь не все отношения по поводу денег можно считать финансовыми. Так, денежные отношения, возникающие в процессе купли-продажи, поставки, административных штрафов, нельзя назвать финансовыми.

Это — общественные отношения, регулируемые другими отраслями права: гражданского, административного и т.д.

Следовательно, содержание денежных отношений больше по объему, чем содержание финансовых отношений. Структура финансов представлена на рис. 1.

Управление при помощи денег является наиболее эффективным регулятором общественных отношений. Направляя потоки денежных средств для образования денежных фондов, которые затем используются на нужды общества, государство, таким образом, стимулирует или, наоборот, ограничивает деятельность в определенных сферах. Финансы, помимо этого, являются и лучшим информационным источником. Недостаточное выделение средств на те или иные области человеческой деятельности приводит к их свертыванию и к другим негативным явлениям.

Система российского права включает в себя различные отрасли, отграничивающиеся друг от друга на основании двух критериев: предмета и метода правового регулирования. Предметом финансового права служат общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления государством и муниципальными образованиями финансовой деятельности. Анализ этих общественных отношений предшествует рассмотрению вопросов о характере финансового права как самостоятельной отрасли, что позволяет понять специфику предмета и метода его правового регулирования, а также определить место в системе российского права.

Таким образом, финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления — это организационная деятельность уполномоченных органов по образованию,

Рис. 1. Структура финансов перераспределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивающих бесперебойное функционирование государства и муниципальных образований на каждом конкретном этапе общественного развития.

Финансовая деятельность вызвана объективной необходимостью распределения и перераспределения национального дохода, удовлетворения не только личных, индивидуальных потребностей граждан, но и общества в целом.

Определенный процент совокупного общественного продукта идет на возмещение потребленных средств производства. Оставшиеся средства образуют национальный доход, одна часть которого направляется на оплату труда работников материального производства, другая — на дальнейшее развитие производства, создание специальных резервных, страховых фондов, оборону страны, содержание управленческого аппарата, социальные нужды. Распределение и перераспределение совокупного общественного продукта и национального дохода происходят в денежной форме.

Это — первое объективное условие существования финансовой деятельности.

Товарное производство, действие закона стоимости определили необходимость существования денег, кредита, других экономических категорий. В процессе производства у предприятий и иных организаций, а также у граждан образуются децентрализованные фонды денежных средств. При финансовой деятельности часть этих средств привлекается в общегосударственный фонд для удовлетворения общественных потребностей. Это — второе объективное условие финансовой деятельности.

Распределение дохода, наличие денежных отношений обусловили специальную финансовую деятельность государства — деятельность его уполномоченных органов по организации планового сбора и распределения, перераспределения денежных средств. Таково экономическое обоснование финансовой деятельности. В связи с этим перед государством встают важные задачи в области финансов.

Прежде всего требуется своевременно согласно с утвержденными бюджетами организовать сбор и распределение денежных средств в соответствии с целевым назначением.

Данную задачу принято называть распределительной. С ней связана и вторая, контрольная, задача, поскольку в процессе реализации финансовой деятельности, при собирании и распределении денежных средств необходим финансовый контроль за соблюдением законности и целесообразности их использования. В условиях рынка особое значение приобретает задача стимулирования с помощью финансов развития тех или иных общественных отношений.

Финансовая деятельность — вид человеческой деятельности, обусловленный товарно-денежными отношениями в обществе и необходимостью создания фондов денежных средств, используемых для удовлетворения соответствующих потребностей. Финансовой деятельностью занимаются государственные органы, органы местного самоуправления, хозяйствующие субъекты. Государство и местное самоуправление определяют условия, «правила игры» для хозяйствующих субъектов в сфере финансов. Финансовая деятельность государства проводится органами государства всех трех ветвей власти, поскольку финансовая деятельность включает в себя и законодательную деятельность представительных органов власти в области финансов, и управленческую деятельность исполнительных органов власти, направленную на практическую реализацию нормативных актов в сфере финансовых отношений, а также деятельность судебных органов.

Финансовая деятельность осуществляется уполномоченными органами с помощью разнообразных методов. Их различие определяется тем, с какими субъектами государство вступает в отношения, а также конкретными условиями собирания и распределения денежных средств. Соответственно двум сторонам финансовой деятельности ее методы принято делить на методы мобилизации фондов денежных средств и методы их распределения (перераспределения).

Государство в своих отношениях с государственными и негосударственными предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами в основном использует налоговый метод, при котором часть доходов, прибыли названные субъекты в обязательном порядке, в установленные законом сроки и в определенных размерах отчисляют в бюджет.

Государство применяет и другие методы собирания денежных средств:

— добровольные взносы денежных средств (вклады населения в банки, приобретение облигаций и других ценных бумаг);

— пошлины, которые в отличие от налогов взимаются, как правило, за какие-либо услуги, оказываемые организации или гражданину (государственная, таможенная, судебная пошлина);

— страхование имущества, личности, ответственности, что позволяет привлеченные таким образом средства включать в денежный оборот;

— иные методы, например штрафы, платежи.

К методам распределения (перераспределения) фондов денежных средств относятся следующие:

— финансирование, под которым принято понимать плановую, целевую, безвозмездную, безвозвратную выдачу денежных средств из бюджета;

— кредитование — также плановая, целевая, но возвратная и возмездная выдача средств.

Финансирование и кредитование — основные методы распределения и использования средств.

Расходы и доходы государства в течение года могут быть реализованы только в пределах программных, плановых ассигнований. Доходы должны поступать в фонды денежных средств в строго определенные, заранее установленные соответствующим финансовым планом сроки, от конкретных плательщиков, в указанном объеме. Финансовая деятельность государства представляет собой деятельность по созданию, распределению и использованию фондов денежных средств.

Как видим, финансы отражают в абстрактной форме все процессы, происходящие в государстве не только в области экономики и социальной сфере, но и, что не менее важно, в области политики, этики, демографии, экологии и т.д.

Любое мероприятие в государстве невозможно провести без перераспределения финансовых ресурсов, т.е. без финансовой деятельности государства, которая осуществляется в правовой форме.

Тема 2. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Складывающиеся в процессе финансовой деятельности общественные отношения представляют собой не простую их совокупность, а определенную систему, порядок их расположения, взаимодействия между собой. Финансы составляют целостную систему, включающую несколько взаимосвязанных звеньев (институтов) и органов. Наличие различных институтов внутри финансовой системы объясняется тем, что финансы обслуживают многообразные потребности общества, охватывают своим воздействием всю экономику страны и всю сферу социальной деятельности.

Под финансовой системой РФ понимается совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов, а также система государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.

Совокупность финансовых институтов, их взаимодействие по созданию, перераспределению и использованию фондов денежных средств образует финансовую систему, которая отражает особенности развития государства в условиях перехода к рынку.

Так, финансовую систему РФ составляют следующие фонды денежных средств и соответствующие им правовые институты:

— государственный и банковский кредит.

Состав российской финансовой системы показывает, что в ее формировании в условиях развития рыночной экономики учитывался зарубежный опыт: созданы различные внебюджетные фонды и соответствующие им правовые институты; перестали быть государственной монополией имущественное и личное страхование, банковский кредит.

Финансовая система РФ представлена на рис. 2.

Все фонды денежных средств в государстве подразделяются на централизованные и децентрализованные, которые взаимно увязаны и взаимно обусловлены.

Рис. 2. Финансовая система РФ К централизованным фондам денежных средств, или централизованным финансам, относятся денежные средства, поступающие в распоряжение государства как властвующего субъекта. Прежде всего это все средства, аккумулируемые в бюджетной системе государства, государственные внебюджетные фонды, государственное страхование (имущественное и личное), кредит (государственный и банковский).

Финансы представляют собой систему фондов, например централизованных и децентрализованных, и систему правовых институтов, регулирующих каждое из звеньев финансовой системы. Система правовых институтов обеспечивает систему фондов.

К децентрализованным фондам денежных средств относятся финансы предприятий и организаций всех форм собственности, образуемые как за счет собственных ресурсов, так и за счет бюджетных ассигнований, а также отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды.

Каждый институт финансовой системы, в свою очередь, подразделяется на элементы в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей.

Государственные финансы объединяют бюджеты всех уровней, в том числе государственные внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования).

В отношении централизованных фондов государство выступает полноправным хозяином и может принудительно обеспечивать свои доходы через систему налогов, пошлин, сборов, эмиссии денег и т.д.

Бюджетная система РФ включает в себя, как отмечалось ранее, бюджеты государственных внебюджетных фондов (ст. 10 БК). В БК дано определение государственного внебюджетного фонда как фонда денежных средств, образуемого вне федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, предназначенного для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в иных случаях, предусмотренных законом; социальное обеспечение в случае безработицы; охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.

Создание подобных внебюджетных фондов денежных средств позволяет аккумулировать значительные денежные ресурсы и направлять их на решение определенных социальноэкономических задач. Внебюджетные фонды образуются в соответствии с законодательством РФ, которое определяет также и порядок их расходования. Средства этих фондов находятся в федеральной собственности. Одновременно средства государственных внебюджетных фондов не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и изъятию не подлежат.

Правовой основой формирования и использования внебюджетных фондов являются БК и другие нормативные акты.

К государственным внебюджетным фондам РФ относятся:

— Пенсионный фонд РФ;

— Фонд социального страхования РФ;

— Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Государственные внебюджетные фонды управляются органами государственной власти. Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ составляются органами управления указанных фондов и выполняются органами исполнительной власти на рассмотрение законодательных органов одновременно с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год и плановый период. Бюджеты названных фондов рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием в форме федеральных законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Аналогичный порядок составления, представления и утверждения бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов предусмотрен ст. 145 БК.

Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет налоговых доходов (в том числе единого социального налога), неналоговых доходов (в том числе штрафов и санкций), добровольных взносов физических и юридических лиц, других доходов, предусмотренных законодательством РФ. Особенностью расходования средств государственных внебюджетных фондов является их целевое использование в соответствии с бюджетами указанных фондов.

Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством РФ.

По окончании бюджетного года органом управления фонда составляется отчет о его исполнении и представляется Правительством РФ на рассмотрение и утверждение Федеральному Собранию в форме федерального закона.

Отчет об исполнении бюджета территориального внебюджетного фонда готовится органом управления фонда и представляется органом исполнительной власти субъекта РФ на рассмотрение и утверждение законодательному (представительному) органу субъекта РФ в форме закона субъекта РФ.

Наиболее значимым и крупным государственным внебюджетным фондом является Пенсионный фонд, правовой режим которого определен федеральными законами: от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (вступает в силу с 1 января 2010 г.;

далее — Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ), постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 2122Вопросы пенсионного фонда Российской Федерации (России)», утвердившим Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России).

«Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии Документ принят Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 4 февраля 2013 года. *** Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви (2-5 февраля 2013 года) Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии Все человечество несет ответственность за состояние природы — творения Божия. Истощение ресурсов и загрязнение окружающей среды на фоне роста населения планеты с особой остротой ставят. »

«Список избирательных объединений, имеющих право принимать участие в досрочных выборах главы городского поселения «Благоево» на территории муниципального района «Удорский» 15 декабря 2013 года. № Наименование избирательного объединения п\п Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ» 1. Политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации» 2. Политическая партия ЛДПР 3. Политическая партия «ПАТРИОТЫ РОССИИ» 4. Всероссийская политическая партия «ПРАВОЕ ДЕЛО» 5. Политическая. »

«В.В. Морозова. Inglorious Revolution: 1688 год с точки зрения либертарно-юридической теории Дискуссионный клуб Inglorious Revolution: В.В. Морозова стажер-исследователь 1688 год с точки Лаборатории теоретических исследований права и государства, аспирантка зрения кафедры теории права и сравнительного либертарноправоведения факультета права Национального исследовательского юридической университета «Высшая школа экономики» теории В статье с либертарно-юридической позиции рассматриваются события. »

«ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ от 11 декабря 2013 года №216 О накопительных пенсионных фондах в Кыргызской Республике Принят Жогорку Кенешем Кыргызской Республики 31 октября 2013 года Глава 1. Общие положения Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона 1. Настоящий Закон определяет правовой статус накопительных пенсионных фондов, устанавливает особенности их учреждения и деятельности в Кыргызской Республике.2. Отношения, которые возникают при создании накопительных пенсионных фондов. »

«В. М. МАМАЕВ Интеллектуальная собственность: прошлое и настоящее В изобретательской и юридической практике регулярно возникает вопрос: кому принадлежит право на тот или иной объект интеллектуальной собственности (открытие, изобретение, рационализаторское предложение и т. п.), созданный лицом, находящимся в трудовых отношениях с конкретным предприятием, т. е. работающим по найму? О последних попытках ответить на этот кажущийся сегодня вечным вопрос ценная информация содержится в работах Н. »

«Дальневосточный федеральный университет Научная библиотека Году литературы посвящается Великий русский писатель реалист 155 лет со Дня рождения А. П. Чехова «Читая Чехова я смеюсь, радуюсь, восхищаюсь. Вот определение таланта» Л. Н. Толстой. Владивосток «Желание служить общему благу должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья» А. П. Чехов А. П. Чехов в кругу семьи Антон Павлович Чехов родился 29 января (17 января по ст. ст.) 1860 г. в Екатеринославской губернии, в г. »

«Андрей Алексеевич Парабеллум Евгений Колотилов Двухшаговые продажи. Практические рекомендации Текст предоставлен правообладателем http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=8920101 Двухшаговые продажи: Практические рекомендации / Андрей Парабеллум, Евгений Колотилов: Альпина Паблишер; Москва; 2015 ISBN 978-5-9614-3745-4 Аннотация Продажи, организация системы продаж – основа бизнеса. C каждым годом обеспечивать рост продаж или даже поддерживать их на текущем уровне становится все сложнее. »

«ПрезумПция вины Глобальные злоупотребления предварительным заключением КРАТКИЙ ОБЗОР КРАТКИЙ ОБЗОР И РЕКОМЕНДАЦИИ Произвольное и чрезмерное использование содержания под стражей до суда (предварительного заключения) во всем мире является масштабной формой нарушений прав человека, ежегодно затрагивающей более 14 миллионов человек. Твердо установлено право считаться невиновным до тех пор, пока не будет доказана вина. Однако это право часто и широко нарушается – равным образом как в развитых, так и. »

Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Источник:

os.x-pdf.ru

Финансовое Право. Краткий Курс в городе Калининград

В представленном интернет каталоге вы сможете найти Финансовое Право. Краткий Курс по разумной стоимости, сравнить цены, а также найти похожие книги в категории Книги. Ознакомиться с свойствами, ценами и рецензиями товара. Транспортировка может производится в любой город РФ, например: Калининград, Набережные Челны, Санкт-Петербург.