Книжный каталог

Бочарова С.П. Психология Памяти

Перейти в магазин

Сравнить цены

Описание

В книге в достаточно популярной форме систематизированы результаты теоретических и экспериментальных исследований памяти, почти за 100 лет отечественной и зарубежной психологии - с конца XIX до конца XX столетия. Включены традиционные и современные подходы к основным закономерностям памяти, особенности ее функционирования в процессе учебной и профессиональной деятельности. Для практиков будут интересны объективные и субъективные факторы успешности работы памяти, роль памяти в повседневной жизни. Книга предназначена для специалистов в области общей, педагогической, инженерной психологии, для студентов и преподавателей. Но она будет интересна и практикам, которые интересуются психологией.

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
Бочарова С. Психология памяти Теория и практика для обучения и работы Бочарова С. Психология памяти Теория и практика для обучения и работы 449 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Бочарова С.П. Психология памяти Бочарова С.П. Психология памяти 479 р. bookvoed.ru В магазин >>
Г. В. Бочарова Psychology. Tests / Психология. Тесты Г. В. Бочарова Psychology. Tests / Психология. Тесты 110 р. litres.ru В магазин >>
Боднар А. Психология памяти Курс лекций Боднар А. Психология памяти Курс лекций 240 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Черемошкина Л. Психология памяти Учеб пос Черемошкина Л. Психология памяти Учеб пос 293 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Александр Михайлович Боднар Психология памяти. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры Александр Михайлович Боднар Психология памяти. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры 189 р. litres.ru В магазин >>
Ломов С.П. Искусство. Изобразительное искусство. 6 класс: рабочая тетрадь к учебнику С.П. Ломова и др.(ФГОС) Ломов С.П. Искусство. Изобразительное искусство. 6 класс: рабочая тетрадь к учебнику С.П. Ломова и др.(ФГОС) 160 р. bookvoed.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

Зинченко, Пётр Иванович

Зинченко, Пётр Иванович

??Зи?нченко Пётр Ива?нович (12 июля 1903, Николаевск, ныне Волгоградской обл., — 17 февраля 1969, Харьков) — советский психолог, представитель Харьковской школы психологии.

Окончил Харьковский институт народного образования (1930), работал в научно-исследовательских инститах и вузах Харькова. Доктор пед. наук (1959), с 1960 профессор, зав. кафедрой психологии и руководитель психологической лаборатории Харьковского университета. В 1963 г. основал и возглавлял до своей смерти кафедру психологии в Харьковском университете. Наиболее крупные достижения Зинченко связаны с изучением возрастного развития, непроизвольной и произвольной памяти.

Научная деятельность

С середины 1930-х гг. разрабатывал теоретически и экспериментально деятельностный подход в психологии памяти. Первые экспериментальные работы Зинченко (1939) концептуально основывались на теории деятельности и предшествовали первым публикациям А. Н. Леонтьева (1941, 1944 и др.), в которых излагались основные понятия и положения психологического анализа деятельности. На основе теории деятельности открыл и тщательно исследовал целый ряд мнемических эффектов: эффект интерференции мнемической и «познавательной» задач; структурно-деятельностный эффект (материал, составляющий цель действия, запоминается более эффективно чем аналогичный материал, относящийся к условиям достижения цели); негативный эффект возраста (превосходство первоклассников над более старшими возрастными группами в непроизвольном запоминании чисел при решении арифметических задач); а также эффект, который открыли американские когнитивные психологи Н. Сламека (N. J. Slamecka) и П. Граф (P. Graf) (The generation effect: delineation of a phenomenon, 1978), давшие ему название «эффект генерации» (generation effect): лучше запоминается материал, который испытуемые сами придумывают, по сравнению с аналогичным материалом, который им предъявляется. Последний можно рассматривать как вариант структурно-деятельностного эффекта и, по справедливости должен называться «эффектом Зинченко». Исследования Зинченко имели тесную связь с педагогической практикой.

Основные публикации
  • Проблема непроизвольного запоминания // Научн. записки Харьковского пед. ин-та иностр. языков. 1939. Т. 1. С. 145-187.
  • О забывании и воспроизведении школьных знаний // Научн. записки Харьковского пед. ин-та иностр. языков. 1939. Т. 1. С. 189-213.
  • Вопросы психологии памяти, в сб.: Психологическая наука в СССР в 2-х тт. Т. 1, — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 599 с.
  • Непроизвольное запоминание. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. — 562 c. (См. тж. Непроизвольное запоминание и деятельность, idem, Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. — М., 1979. С. 207-216.)
Литература о психологии памяти П. И. Зинченко
  • Бочарова, С. П. (1978). Проблемы психологии памяти в трудах П. И. Зинченко. Вопросы психологии, 1978, №5.
  • Середа, Г. К. (1984). О значении научного вклада П. И. Зинченко в развитие психологии памяти. Вопросы психологии, 1984, №6.
  • Лактионов А.Н. & Середа, Г. К. (1993). Деятельностная парадигма и вопросы памяти в трудах П. И. Зинченко. Вопросы психологии, 1993, №4.
  • Мещеряков, Б. Г. (2003). П. И. Зинченко и психология памяти. Вопросы психологии, 2003, №4.

Психологи и философы. Кратко описан вклад в науку.

Обучение на тренера, психолога-консультанта и коуча. Диплом о профессиональной переподготовке

Элитная программа саморазвития для лучших людей и выдающихся результатов

Источник:

www.psychologos.ru

Купить с

С. П. Бочарова Психология памяти. Теория и практика для обучения и работы

уточнить цену на сайте интернет магазина

Купить С. П. Бочарова Психология памяти. Теория и практика для обучения и работы в интернет магазинах по следующим ценам Цена в рублях Описание товара

В книге с достаточно популярной форме систематизированы результаты теоретических и экспериментальных исследований памяти, почти за 100 лет отечественной и зарубежной психологии - с конца XIX до конца XX столетия. Включены традиционные и современные подходы к основным закономерностям памяти, особенности ее функционирования в процессе учебной и профессиональной деятельности. Для практиков будут интересны объективные и субъективные факторы успешности работы памяти, роль памяти в повседневной.. посмотреть полное описание о С. П. Бочарова Психология памяти. Теория и практика для обучения и работы

Характеристики Рекомендуем также следующие похожие товары на С. П. Бочарова Психология памяти. Теория и практика для обучения и работы В. В. Новиков, С. П. Сафонова Сроки в гражданском праве. Понятие и практика применения

В пособии раскрываются понятие, сущность и содержание института сроков в гражданском праве и анализируются результаты судебной практики по разрешению споров в..

В. П. Губа Теория и практика спортивного отбора и ранней ориентации в виды спорта

В монографии приведены данные о закономерностях развития моторики человека, основах биомеханики движений, формах физической активности, правилах физической..

В. Ю. Микрюков Энциклопедия каратэ. История и философия, теория и практика, педагогические принципы и методики обучения

Аннотация "Энциклопедия каратэ" Василия Юрьевича Микрюкова представляет собой синтез теоретических знаний в области восточных единоборств с практическими..

М. С. Прокошин Финансовое правоведение. Теория и практика

В книге анализируются вопросы юридизации финансовой системы, правовых основ единого рынка и налогового администрирования в контексте финансового правоведения..

Е. А. Ронжин Психология сновидений. Теория и практика осознанных снов и выходов из тела

Бескрайние просторы загадочного психического мира хранят в себе секреты осознанных сновидений и выходов из тела. Эта книга представляет собой попытку..

Л. П. Ануфриева Право ВТО. Теория и практика

Монография посвящена одной из чрезвычайно актуальных для современного этапа развития международных отношений и их правового регулирования проблем, которые..

Источник:

cook.minemshop.ru

Психология и память

Интеллектуальные развлечения. Интересные иллюзии, логические игры и загадки. Добро пожаловать В МИР ЗАГАДОК, ОПТИЧЕСКИХ

ИЛЛЮЗИЙ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ РАЗВЛЕЧЕНИЙСтоит ли доверять всему, что вы видите? Можно ли увидеть то, что никто не видел? Правда ли, что неподвижные предметы могут двигаться? Почему взрослые и дети видят один и тот же предмет по разному? На этом сайте вы найдете ответы на эти и многие другие вопросы.

Log-in.ru© - мир необычных и интеллектуальных развлечений. Интересные оптические иллюзии, обманы зрения, логические флеш-игры.

Привет! Хочешь стать одним из нас? Определись…

Если ты уже один из нас, то вход тут.

Ученые открыли более 20 планет вне нашей солнечной системы.

Психология и память. Теория и практика для обучения и работы (Бочарова С.П.)

В книге в достаточно популярной форме систематизированы результаты теоретических и экспериментальных исследований памяти, почти за 100 лет отечественной и зарубежной психологии - с конца XIX до конца XX столетия. Включены традиционные и современные подходы к основным закономерностям памяти, особенности ее функционирования в процессе учебной и профессиональной деятельности. Для практиков будут интересны объективные и субъективные факторы успешности работы памяти, роль памяти в повседневной жизни.Книга предназначена для специалистов в области общей, педагогической, инженерной психологии, для студентов и преподавателей. Но она будет интересна и практикам, которые интересуются психологией.

Цена по почте наложенным платежом - 215 руб.

Источник:

log-in.ru

Книги по развитию памяти

Память

Память — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности. Пионером в исследовании памяти человека считается Герман Эббингауз, ставивший эксперименты на себе (основной методикой было заучивание бессмысленных списков слов или слогов).

Процессы памяти:
  • Запоминание — это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятия, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей — результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала.
  • Хранение — процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи.
  • Воспроизведение и узнавание — процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание — опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установление сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в сознании без усилий человека. Если в процессе воспроизведения возникают затруднения, то идёт процесс припоминания. Отбор элементов, нужных с точки зрения требуемой задачи. Воспроизведенная информация не является точной копией того, что запечатлено в памяти. Информация всегда преобразовывается, перестраивается.
  • Забывание — потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забывается то, что незначимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание.

Иван Михайлович Сеченов считал память "краеугольным камнем психического развития" и был уверен, что без памяти наши ощущения и восприятия «исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного". Память позволяет нам использовать наработанные ранее знания и опыт, открывает пути для совершенствования и выработки дальнейшего плана действий.

Как улучшить память? В чём причины плохой памяти? Весьма актуальные вопросы. Любой из нас может припомнить не один случай из своей жизни, когда что-то без видимых внешних причин забывалось. Зачастую это что-то было весьма важным для нас. Объяснить такое положение дел просто: ежедневно через нас проходят огромные потоки информации, мы должны во многое вникнуть, многое предусмотреть, многое запомнить. Стараясь всё ухватить и успеть, мы используем тот объём памяти, которым располагаем, и так ли удивительно, что при этом постоянно что-нибудь забываем: то телефон поликлиники, то имя бизнес-партнера, то адрес гостиницы, то день рождения близкого человека.

А ведь развитие памяти возможно, что очень важно использовать не только в повседневной жизни, но и в нашей профессиональной деятельности. Хорошая память — одно из тех качеств, которые высоко ценятся в работниках. Те, у кого память значительно выше среднего уровня, имеют огромное преимущество перед коллегами. Такие люди заметно выделяются среди общей массы сотрудников и, следовательно, имеют гораздо больше шансов сделать успешную карьеру, добиться успеха в жизни.

В данном подразделе представлены книги по развитию памяти и её активизации, содержащие простые и доступные рекомендации, а также знакомящие с эффективными способами запоминания. С их помощью Вы сможете значительно улучшить память, что не замедлит улучшить и качество Вашей жизни.

Ни разу я не слыхал, чтобы кто-либо от старости позабыл, где закопал клад. Марк Туллий Цицерон

А.Баддли ,М. Андерсон,М. Айзенк Память

Книга представляет собой учебное пособие, современное и полное, посвященное исследованию памяти. Авторы - специалисты с мировым именем, ученые и преподаватели. Память рассматривается с учетом разнообразных факторов, влиянию которых она подвержена , и во взаимодействии с психическими функциями и психологическими процессами.

Блонский П. П. Память и мышление

Книга советского философа, педагога и психолога Павла Петровича Блонского рассказывает о четырех видах памяти - моторной, аффективной, образной и вербальной. Автор рассматривает их как последовательные стадии психического развития человека, интегрируя биологические и социокультурные знания. Книга представляет удивительную картину развития как памяти, так и человеческого поведения.

Бочарова С. П. Психология и память .

Книга доктора психологических наук, профессора Бочаровой Светланы Петровны в популярной форме рассказывает об экспериментальных и теоретических исследованиях памяти, систематизируя результаты за почти сто лет отечественной и зарубежной психологии. Автор приводит объективные и субъективные причины успешности работы памяти, ее роль в повседневной жизни.

Роговин М. С. Проблемы теории памяти

Предлагаемая вниманию читателей книга профессора, доктора психологических наук Роговина Михаила Семеновича рассматривает память как важнейшую психическую функцию, исследует основные направления в ее изучении. Предлагаются вниманию ее основные теории, проблемы, роль в деятельности человека. Автор рассматривает память как важнейший компонент структуры личности.

Р. Аткинсон Человеческая память и процесс обучения

В книге представлены научные изыскания профессора психологии Ричарда Аткинсона, одного из крупнейших американских ученых, и некоторых его коллег. Главным образом это серьезные исследования в области памяти, восприятия и познавательных процессов. Но также автор рассматривает прикладные вопросы, предлагает конкретные модели запоминания и воспроизведения информации.

Думчев Артур Помнить всё. Практическое руководство по развитию памяти

Данное практическое пособие содержит приёмы и техники, овладение которыми поможет улучшить память, быстро и легко запоминать большие объёмы информации. Это откроет Вам новые возможности и перспективы.

Хэнкок Джонатан Как тренировать память. Не думайте о памяти - лучше используйте её на все сто!

Книга - практическое руководство, которое сочетает как древние, так и современные эффективные методы запоминания. Она вооружит приёмами развития памяти и поможет раскрыть возможности мозга, помогая сделать ещё один шаг к достижению успеха.

Матвеев Станислав Феноменальная память. Методы запоминания информации

Книга знакомит с самыми эффективными приемами мнемотехники, подавая их в популярной форме, с иллюстрациями и примерами. Издание призвано научить читателя хитростям запоминания, благодаря которым становится возможным с легкостью усваивать большие объёмы информации.

Кавашима Рюта Японская система развития интеллекта и памяти. Программа 60 дней.

В книге известного японского невролога, профессора Рюты Кавашимы представлена специальная программа, следуя которой и занимаясь по 5 минут в день, за 2 месяца можно добиться прекрасных результатов в развитии памяти и интеллекта.

Источник:

b-trainika.com

Характеристика деятельностного подхода в изучении памяти и интерференции (Егорова Э

Психология

Last update 03:10:30 AM GMT

Характеристика деятельностного подхода в изучении памяти и интерференции (Егорова Э.Н.)

Деятельностный подход к памяти, развитый в работах П.И. Зинченко и А.А. Смирнова в 30-50-е г. прошлого века, являлся ведущим в отечественной психологии памяти до середины 80-х гг. ХХ ст.. Благодаря его применению разработано огромное количество методик исследования непроизвольной и произвольной памяти, получены многочисленные данные о закономерностях функционирования памяти, имеющие большое значение для рациональной организации учебной и профессиональной деятельности. Немало данных этот подход позволил получить и о таком феномене памяти, как интерференция.

Под интерференцией в отечественной психологии с позиций деятельностного подхода понимается взаимное влияние двух (или нескольких) действий. Одним из проявлений интерференции выступает изменение мнемического эффекта одного из таких действий: результат запоминания, к которому привело выполнение действия, оказывается при наличии другого соседнего действия иным (обычно хуже) по сравнению с ситуацией, когда другое соседнее действие отсутствует. Поскольку в реальной жизни (в отличие от лабораторных экспериментов) человек обычно выполняет не изолированные действия, а их последовательности, то интерференция в памяти может рассматриваться как ее универсальная характеристика.

Изменяется в отечественной психологии и понимание репродуктивной интерференции. В случае двух последовательно выполняемых действий можно изучать влияние второго действия на мнемический эффект первого, фиксируемый после выполнения второго действия – это интерференция ретроактивная (влияние последующего на предыдущее). Или влияние первого действия на мнемический эффект второго – это интерференция проактивная (влияние предыдущего на последующее).

Как мы указывали выше , интерференция в памяти являлась классическим объектом многочисленных исследований в зарубежной психологии (еще с конца 19 ст.) и справедливо считается одним из механизмов забывания материала в памяти (наряду с другими механизмами: простым угасанием следа как функции времени). В работах разных авторов убедительно показано, что ее величина (т.е. степень отрицательного влияния на мнемический эффект изучаемого действия) зависит от ряда объективных параметров заучиваемого материала и условий заучивания: сходства первого материала со вторым, степени заучивания каждого из них, величины интервала между заучиваниями двух материалов, видов материала (рисунки, слова, числа) и др.

В отечественной психологии также выполнен ряд исследований интерференции в памяти, начиная с классического изучения её с позиций деятельностного подхода А.А. Смирновым в конце 30-х годов. В этих исследованиях основное внимание уделяется не объективным характеристикам материала и условиям запоминания, а особенностям деятельности испытуемых с материалом: ее способам, целям, фону, а также приемам ее саморегуляции (подробный обзор и анализ этих работ см. в [52], с. 221-256).

В советской психологии, традиционно опирающейся на принципы деятельностного подхода [14,15,17, 33,34, 49], память рассматривается не как изолированная функция мозга, а как активный мнемический процесс, неразрывно связанный с активной деятельностью субъекта, его мотивами, целями и т.п. [17, 33, 37, 49, 52 и др.].

Это находит свое отражение и в изучении эффекта интерференции. Изменение представления об особенностях проявления интерференции связано с пониманием активного характера процессов забывания. Так, А.Р. Лурия указывает, что «функция забывания не только и не столько в «вытеснении», «выталкивании», «изгнании» или «отбрасывании» информации, сколько в ее преобразовании в соответствии с целью действия, и начинается этот процесс не после запоминания и воспроизведения, а одновременно с ними. Программа такого преобразования составляется уже на ориентировочной фазе действия. Поэтому можно предполагать, что роль забывания не ограничивается переработкой информации, но связана с перестройкой мнемического или познавательного действия» [35, с. 88]. На активный характер забывания указывал также П.И. Зинченко, подчеркивая, что забывание представляет собой не автоматический процесс, а особую психическую деятельность. «Ведь забывание – это не просто стирание или погружение запечатленного материала в некоторый более глубокий слой, а особая «зашифровка» содержания этого материала, т.е. особый семиотический процесс» [17, с. 233-234]. Такой подход требовал детального анализа мнемической деятельности для определения механизма проявления интерференции, анализа ее операций и их взаимодействия.

Одним из первых исследований данного феномена в советской психологии была работа А.А. Смирнова [52]. Интерференция понималась им как один из видов взаимодействия психических процессов, которые протекают не изолированно друг от друга, а в тесной связи и взаимодействии [52, с. 354]. На основании своих экспериментальных исследований он выделяет следующие основные факторы, детерминирующие проявление ретроактивной интерференции:

  • сходство деятельностей по обработке запоминаемого основного и интерферирующего материалов, выраженное в сходстве способов мнемической деятельности;
  • уровень трудности интерферирующей деятельности.

В дальнейшем фактор трудности интерферирующей деятельности рассматривался советскими исследователями в соотношении с традиционными факторами, выделенными представителями школы бихевиоризма, в частности, мерой сходства материалов основной и интерферирующей деятельности [9, 29, 38, 43]. Было показано, что фактор меры сходства материалов более значим, чем мера трудности. В другом исследовании [30] было показано, что мера трудности последующей деятельности как фактор, детерминирующий проявление интерференции, непосредственно связана с перестройкой мнемической деятельности: чем меньше возможность перестройки мнемической деятельности, тем больше уровень интерференции. В исследованиях советских психологов рассматривались также зависимость проявления интерференции от особенностей запоминаемого материала (отдельные слова или тексты; степень конкретности и абстрактности материала и др.), от характера актуализации заученного материала (узнавание или воспроизведение), особенности проявления интерференции при произвольном и непроизвольном запоминании. Было установлено, что при узнавании интерференция уменьшается или вовсе отсутствует [28, 43, 48]; отдельные слова воспроизводятся и узнаются лучше, чем тексты [8, 43]; конкретный материал менее подвержен интерференции, чем абстрактный [8, 10]; статистически значимых различий между интерференцией в произвольном и непроизвольном запоминании в целом не оказалось [56]. В большинстве работ делается вывод, что величина ретроактивной интерференции и сама возможность ее появления определяется характером деятельности с материалом и способами этой деятельности [16, 30, 43, 52, 57], уровнем мотивации субъекта [47] и т.п.

В исследованиях советских психологов в 70-е - 80-е годы наблюдается соединение принципов структурно-функционального и деятельностного подхода, благодаря чему явление интерференции в кратковременной и долговременной памяти получает более глубокое раскрытие, как в плане психологических механизмов, так и в плане более полной систематизации объективных и субъективных факторов, детерминирующих проявление данного феномена в памяти. Проявление интерференции в кратковременной памяти связывается с ее важнейшим функциональным механизмом количественного и качественного отбора информации, который происходит в соответствии с ее значимостью для решения конкретных задач [3, 6, 7, 23, 27].

И на этом этапе исследования интерференции в отечественной (советской) психологии также очень многоплановы и разнообразны. Изучаются особенности проявления интерференции в произвольной и непроизвольной формах кратковременной памяти [5]; рассматриваются особенности про- и ретроактивной интерференции при воспроизведении и узнавании в КП [28]; анализируется взаимосвязь проявления интерференции в КП с особенностями нервной системы [2, 4, 40]; исследуются основные функции про- и ретроактивной интерференции в процессе преобразования информации [23] и др.

В исследованиях С.П. Бочаровой [5], направленных на изучение особенностей проявления интерференции и отбора информации в непроизвольной и произвольной формах кратковременной памяти, было показано, что увеличение трудности задач за счет появления иррелевантной избыточной информации снижает эффективность КП, причем произвольная форма КП в данном случае более подвержена влиянию интерференции. В исследованиях С.П. Бочаровой и А.Н. Лактионова [4] были выявлены корреляционные зависимости между проявлением проактивной интерференции в КП и уровнем инертности нервных процессов; корреляции между психофизиологическими показателями и уровнем ретроактивной интерференции обнаружено не было. Было также установлено, что уровень ретроактивной интерференции значительно выше уровня проактивной интерференции при равных условиях предъявления информации и различных типах нервной системы испытуемых.

В исследованиях Р.С. Моргуновой [40] проводился анализ корреляционных связей проявления ретроактивного торможения в КП и в ДП с половым диморфизмом и психофизиологическими особенностями индивида. Полученные результаты показывают, что женщины менее подвержены влиянию ретроактивного торможения, чем мужчины. При этом связь типологических особенностей нервной системы с ретроактивной интерференцией у женщин и у мужчин различны. У женщин проявление ретроактивного торможения в КП больше у индивидов с меньшим уровнем реакции активации; лучшее сохранение материала в ДП связано с более высоким уровнем исходной активации, со слабой и лабильной нервной системой. У мужчин корреляция уровня проявления ретроактивного торможения с типологией нервной системы имеется только в долговременной памяти, фактором более успешного длительного сохранения является более низкая исходная корковая возбудимость в сочетании с более сильной нервной системой. Мужчины, испытывающие большее влияние ретроактивного торможения, отличаются преобладанием у них тормозных процессов.

В исследовании В.В. Колышкина [23] изучается роль интерференционных механизмов памяти в процессе адаптации. Он указывает, что процессы интерференции играют определяющую роль при селекции информации, приводящей к избирательному использованию (воспроизведению) значимой информации в условиях адаптации. Анализируя особенности проявления проактивной и ретроактивной интерференции, В.В. Колышкин отмечает, что проактивная интерференция влияет на формирование следа поступающей информации, а проактивная интерференция влияет на воспроизведение уже сформировавшегося следа.

В ряде работ советских авторов [12, 21, 26, 41, 54] рассматривается зависимость проявления интерференции и потери информации в памяти от утомления субъекта. Показано, что операции, выполняемые в сенсорной памяти, меняются только у детей, что влияет на продолжительность хранения информации в сенсорной памяти, снижая ее продуктивность. У взрослых утомление действует лишь на операции более высоких уровней: контроль и поиск информации в КП, перевод информации в ДП [21]. Подчеркивается, что устойчивость к интерференционному влиянию связана с особенностями операций преобразования информации на различных уровнях памяти и уровнем их автоматизации.

На основании экспериментально установленного факта, что невоспроизведенный или ошибочно воспроизведенный материал может быть восстановлен испытуемым в правильной форме при узнавании, рядом исследователей была выдвинута гипотеза, что интерференция связана не с нарушением формирования следов памяти или их последующим разрушением, а с нарушением процессов, ответственных за воспроизведение образовавшегося следа [1, 11, 13,19, 39, 55]. При этом подчеркивается, что акт воспроизведения представляет собой не пассивный результат упрочения следа, а активную деятельность, в процессе которой строится и качественно изменяется механизм регуляции воспроизведения [37]. Эта гипотеза также может быть подтверждена экспериментальными данными ряда работ, показавшими, что забывания как полного разрушения следов памяти не существует, имеется лишь более или менее сильное вуалирование следов (энграмм) памяти, которое и приводит к невоспроизведению заученного материала [22, 24, 25, 53].

  1. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения: пер. с англ. – М.: Прогресс, 1980. - 528 с.
  2. Батова Н.Я., Хомская Е.Д. Нейропсихологический анализ влияния эмоционального фактора на воспроизведение словесного материала // Вопр. Психол. 1984, № 3. С. 132-139.
  3. Бочарова С.П. Объем памяти и ценность информации // Проблемы психологии памяти. Вып. 1. – Харьков: Изд-во Харьк. Ун-та, 1969. С. 100-112.
  4. Бочарова С.П., Лактионов А.Н. Изучение интерференции в кратковременной памяти в связи с типологическими особенностями нервной системы // Вопр. психол., 1972, № 1. С. 37-45.
  5. Бочарова С.П. Некоторые особенности переработки информации в кратковременной памяти // Вопр.психол. 1976, № 2. С. 56-61.
  6. Бочарова С.П. Переработка знаковой информации в процессе памяти // Психологические проблемы переработки знаковой информации. – М., 1977. С. 140-149
  7. Бочарова С.П. Память как процесс переработки информации: Дисс. … д-ра психол. наук. – Л, 1976. – 365 с.
  8. Варданян Л.С. Ретроактивное торможение при запоминании наглядного и словесного материала: Автореф. Дисс. …канд. психол. наук. – Ереван, 1968. – 17 с.
  9. Варданян Л.С. Зависимость ретроактивного торможения от видов сходства между запоминаемыми материалами // Вопр. Психол. 1974, № 4. С. 133-136.
  10. Варданян Л.С. Влияние умственной деятельности на ретроактивное торможение у младших школьников // Исследование интеллектуальных возможностей и учебной деятельности младшего школьника. – Ереван, 1975. С. 21-24.
  11. Веселков А.Ф. К вопросу об извлечении сложного сигнала из памяти // Психол. Журн., 1984, Т 5, № 6. С. 126-129.
  12. Водейко Р.И., Яновский М.З. О зависимости ретроактивного торможения от утомления // Деятельность и психические процессы: Материалы V Всесоюзного съезда психологов СССР. – М, 1977. – С. 163-164.
  13. Воронин Л.Г., Коновалов В.Ф., Журавлев Г.И., Сериков И.С., Федотчев А.И. Экспериментальный анализ некоторых факторов, влияющих на воспроизведение запечатленной информации // Вопр. психол. 1980, № 3. С. 124-130.
  14. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования.- М., 1956.
  15. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М., 1960.
  16. Горко Д.Д., Лактионов А.Н. Интерференция в процессе осуществления познавательно-мнемической деятельности. // Вестник Харьк. Ун-та, 1979. № 187: Психология памяти и обучения. Вып. 12 – С. 24-30.
  17. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. – М.: Изд-во АПН РСФСР,1961. – 562 с.
  18. Зинченко П.И., Бочарова С.П., Невельский П.Б. Вопросы памяти. Материалы XVIII Международного психологического конгресса // Вопр. Психол. 1967., № 2. С. 143-157.
  19. Зинченко В.П. Продуктивное восприятие // Вопр. психол. 1971, № 6. С. 27-42.
  20. Зинченко В.П., Гордон В.М. Методологические проблемы психологического анализа деятельности // Системные исследования: Ежегодник 1975. – М.: Наука, 1976. С. 82 – 127.
  21. Зинченко В.П., Леонова П.Б., Стрелков Ю.К. Психометрика утомления. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1977 – 109 с.
  22. Изюмова С.А. Уровни памяти человека и их психофизиологические характеристики // Вопр. психол. 1984. № 6. С. 110-118.
  23. Колышкин В.В. Изучение роли интерференционных механизмов памяти в процессах адаптации // Вопр. Психол. 1982. № 6. С. 106 – 110.
  24. Корж Н.Н. Изучение динамики мнемических процессов // Психол. Журн. 1981. Т. 2, № 5. С. 100-106.
  25. Корж Н.Н. Едина ли память ? // Психол. Журн. 1984. Т. 5, № 1, С. 103 – 111.
  26. Кулан И.А. Физиология утомления при умственной и физической работе человека. – Минск, 1968. – 115 с.
  27. Лактионов А.Н., Середа Г.К. К вопросу о психологической природе интерференции в кратковременной памяти // Проблемы инженерной психологии и эргономики. Вып. 1. – Ярославль, 1974. С. 143 -149.
  28. Лактионов А.Н. Эффективность воспроизведения и узнавания в кратковременной памяти в случае проактивной и в случае ретроактивной интерференции // Вест. Харьк. ун-та, 1975. № 122.: Психология. Вып. 8 С. 20-28.
  29. Лактионов А.Н. О влиянии сходства деятельностей на уровни интерференции. // Деятельность и психические процессы. – М., 1977. С. 171-172.
  30. Лактионов А.Н, Тихомирова М.Ю. К вопросу о факторе трудности в интерференции // Вестн. Харьк.ун-та 1978. № 171: Психология памяти и обучения. Вып. 11. С. 11-18.
  31. Лактионов А.Н. Об уровневом характере регуляции интерференции // Вестн. Харьк. Ун-та 1982, № 224: Психология познавательных процессов. С. 28-33.
  32. Лактионов А.Н. Роль и место интерференции в мнемическом и познавательном действии: Дисс. … канд. психол. наук. – Харьков, 1983.- 137 с.
  33. Леонтьев А.Н. Развитие памяти. – М., 1931.
  34. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – 4-е изд. – М.: Изд-во Моск.ун-та, 1981. – 584 с.
  35. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти: Ум мнемониста. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1968. – 88 с.
  36. Ляудис В.Я Строение процесса запоминания // Проблемы психологи памяти. Харьков, 1969. – С. 21-40
  37. Ляудис В.Я. Память и процесс развития. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1976. – 253 с.
  38. Матлин Е.К. Влияние сходства заучиваемых материалов на их усвоение. // Вопросы психологии памяти. М., 1958. – С.195- 215.
  39. Михальцев И.Е. О физической трактовке механизмов памяти // Регулирующие механизмы памяти. – М.: Наука,1980. С. 7-17.
  40. Моргунова М.С. К психофизиологическому анализу ретроактивного торможения в связи с половым деморфизмом // Новые исследования в психологии. 1976. № 1. С. 22-28. – М.: Педагогика, 1976.
  41. Наринская А.Л. Динамика психологической работоспособности человека при различных режимах деятельности: Автореф. Дисс. … канд. Психол. наук. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1973. – 22 с.
  42. Невельский П.Б. Объем памяти и количество информации // Проблемы инженерной психологии. Вып. 2.:Психология памяти/ под ред. П.И. Зинченко. – Ленинград, 1965.- С. 87-95.
  43. Пандей Л.П. Условия возникновения ретроактивного торможения: Дисс. .. канд. Психол.наук. – М., 1970. – 121 с.
  44. Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. - М.: Наука, 1982. – 309 с.
  45. Репкина Г.В. Исследование оперативных единиц памяти // Проблемы психологии памяти / под ред П.И. Зинченко. Харьков: Изд-во Харьк. Ун-та, 1969. – С. 41- 58.
  46. Роговин М.С. Проблемы теории памяти. – М.: Высшая школа, 1977- 181 с.
  47. Розанова Л.Г. Влияние мотивов деятельности на воспроизведение вербального материала в условиях помех// Вопр. психол. 1977, № 1. – С. 127 - 129.
  48. Романюк Е.А. Возрастные различия ретроактивного торможения в воспроизведении и узнавании // Деятельность и психические процессы. – М, 1977. С. 179.
  49. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., Госучпедгиз, 1946. – 704 с.
  50. Середа Г.К. Изучение психологической природы специфических эффектов памяти // Вест. Харьк. Ун-та, 1986. № 287 : Психология личности и познавательных процессов. – С. 38-45.
  51. Середа Г.К. Новый подход к пониманию природы памяти и теория функциональных систем // Вест. Харьк. Ун-та, 1978. № 171 : Психология памяти и обучения. Вып. 11 – С.3-8.
  52. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. – М.: Просвещение, 1966.– 423 с.
  53. Халмова О., Шабова Э., Войку К. Влияние уровня активации на продуктивность памяти// Психологические исследования познавательных процессов и личности. – М.: Наука, 1983. – С.173 – 180.
  54. Шек М.П. Потери информации в зрительном анализаторе в зависимости от характера утомления // Вопр. Психол. 1963, № 1. – С. 111-113.
  55. Шиффрин Р.М. Процессы поиска и извлечения информации из памяти // Нормативные и дескриптивные модели принятия решения. – М.: Наука, 1981. – С. 281 – 296.
  56. Шлычкова А.Н. Изучение ретроактивного торможения при произвольном и непроизвольном запоминании // Вопр. психол., 1977, № 3.- С. 93-101.
  57. Шлычкова А.Н. О влиянии мыслительной деятельности на запоминание // Вопр. психол. 1980. № 6. – С. 90-96.

Глава 2. Основные направления и результаты исследования интерференции в отечественной (советской) психологии с позиций деятельностного подхода. 2.1. Характеристика деятельностного подхода в изучении

Источник:

psixologiya.org

Бочарова С.П. Психология Памяти в городе Иваново

В этом каталоге вы можете найти Бочарова С.П. Психология Памяти по разумной стоимости, сравнить цены, а также найти прочие предложения в категории Наука и образование. Ознакомиться с параметрами, ценами и обзорами товара. Транспортировка выполняется в любой город России, например: Иваново, Ростов-на-Дону, Кемерово.